Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Кузьминой А.В., Кривцова А.С.,
секретарь Марченко В.В.
по докладу судьи Казакова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шулумба Людмилы Александровны, Гублиа Лумана Владимировича, Гублиа Шабата Лумановича, Гублиа Даута Лумановича к администрации города Сочи, департаменту городского хозяйства администрации города Сочи о признании права нахождения на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи по доверенности Гамисония Д.В. на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 06 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Шулумба Людмила Александровна, Гублиа Луман Владимирович, Гублиа Шабат Луманович, Гублиа Даут Луманович обратились в суд с исковым заявлением к администрации города Сочи, департаменту городского хозяйства администрации города Сочи о признании права нахождения на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований указали, что их семья составом 4 человека: Шулумба Л.А., Гублиа Л.В., Гублиа Ш.Л. и Гублиа Д.Л. на основании постановления главы администрации Адлерского района г. Сочи N 176 от 09.03.1992 года на законных основаниях состояла в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях по Адлерскому району города Сочи. Данный факт подтверждается Извещением от 20.03.1998 года специалиста государственной квартирно-правовой службы филиала Адлерского района г. Сочи Павловой Т.К.
03 сентября 2009 года должностным лицом уполномоченного органа по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях по Адлерскому району города Сочи от Шулумба Л.А. были получены учетные документы, с целью прохождения перерегистрации очередности на весь состав семьи, что подтверждается распиской от 03.09.2009 года в принятии учетных документов. После перерегистрации очередности, информации о снятии семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в адрес истцов не поступало.
В январе 2016 года Шулумба Л.А. обратилась в департамент городского хозяйства администрации города Сочи с заявлением о включении ее семьи в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории "Инвалиды 1 и 2 групп", так как Шулумба Л.А., является инвалидом второй группы по зрению.
В марте 2016 года из департамента городского хозяйства администрации города Сочи истец получила уведомление о результатах рассмотрения жилищного вопроса гражданина N8 от 03.03.2016 года, из которого узнала, что администрацией города Сочи издано постановление N 440 от 01.03.2016 года "Об отказе во включении Л.А.Шулумба в список граждан, нуждающихся в жилым помещениях по категории "Инвалиды 1 и 2 групп", и снятии Л.А.Шулумба с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Постановлением N 440 от 01.03.2016 года администрации города Сочи Шулумба Л.А., было отказано во включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории "Инвалиды 1 и 2 групп", в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 и пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ, в связи с предоставлением истцом документов, которые не подтверждают права соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; Шулумба Л.A., была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Действия органов местного самоуправления города Сочи по отказу во включении Шулумба Л.А. в список граждан, нуждающихся в жилым помещениях по категории "Инвалиды 1 и 2 групп", и по снятию Л.А.Шулумба, и членов ее семьи: Гублиа Л.В., Гублиа Ш.Л. и Гублиа Д.Л., с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по мнению истца являются незаконными, грубо нарушающими жилищные права и интересы.
С учетом уточнений просили суд отменить постановление администрации города Сочи N 440 от 01.03.2016 года " Об отказе во включении Л.А. Шулумба в список граждан, нуждающихся в жилым помещениях по категории "Инвалиды 1 и 2 групп", и снятии Шулумба Л.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Обязать администрацию города Сочи восстановить Л.А. Шулумба в список граждан, нуждающихся в жилым помещениях с первоначальной даты подачи заявления 09.03.1992 г. Установить факт совместного проживания с Шулумба Л.А. членов ее семьи: мужа - Гублиа Лумана Владимировича, " ... " года рождения; сына - Гублиа Шабата Лумановича. " ... " года рождения; сына - Гублиа Даута Лумановича, " ... " года рождения с момента получения ими гражданства РФ, с 24.11.1997г. Обязать администрацию города Сочи включить Гублиа Лумана Владимировича, " ... " года рождения, Гублиа Шабата Лумановича. " ... " года рождения, Гублиа Даута Лумановича в состав семьи Шулумба Л.А.на очередь нуждающихся в жилых помещениях с 24.11.1997г. Обязать администрацию города Сочи включить Шулумба Людмилу Александровну в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории "Инвалиды 1 и 2 групп": с момента приобретения права на льготу, 26.01.2000г.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 06 июня 2016 года исковые требования удовлетворены. Суд отменил постановление администрации города Сочи N 440 от 01.03.2016 года "Об отказе во включении Шулумба Л.А. в список граждан, нуждающихся в жилым помещениях по категории "Инвалиды 1 и 2 групп", и снятии Шулумба Л.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Обязал администрацию города Сочи восстановить Шулумба Л.А. в список граждан, нуждающихся в жилым помещениях с первоначальной даты подачи заявления 09.03.1992 г.
Установил факт совместного проживания с Шулумба Л.А. членов ее семьи: мужа - Гублиа Лумана Владимировича, " ... " года рождения; сына - Гублиа Шабата Лумановича. " ... " года рождения; сына - Гублиа Даута Лумановича, " ... " года рождения с момента получения ими гражданства РФ, с 24.11.1997г.
Обязал администрацию города Сочи включить Гублиа Лумана Владимировича, " ... " года рождения, Гублиа Шабата Лумановича. " ... " года рождения, Гублиа Даута Лумановича в состав семьи Шулумба Л.А.на очередь нуждающихся в жилых помещениях с 24.11.1997г.
Обязал администрацию города Сочи включить Шулумба Людмилу Александровну в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории "Инвалиды 1 и 2 групп": с момента приобретения права на льготу, 26.01.2000г.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Сочи по доверенности Гамисония Д.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу Шулумба Л.А., Гублиа Л.В., Гублиа Ш.Л., Гублиа Д.Л. просят жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями ст.ст.113,116 ГПК РФ. О причинах неявки суду не сообщили. С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как следует из материалов дела, Шулумба Л.A., Гублиа Л.В., Гублиа Ш.Л. и Гублиа Д.Л. на основании постановления главы администрации Адлерского района г. Сочи N 176 от 09.03.1992 года состояли в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях по Адлерскому району города Сочи. Данный факт подтверждается извещением от 20.03.1998 года специалиста государственной квартирно-правовой службы филиала Адлерского района г. Сочи " Ф.И.О. "12
03 сентября 2009 года должностным лицом уполномоченного органа по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях по Адлерскому району города Сочи от Шулумба Л.А. получены учетные документы, с целью прохождения перерегистрации очередности на весь состав семьи, что подтверждается распиской от 03.09.2009 года в принятии учетных документов. После перерегистрации очередности, информации о снятии семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в адрес истцов не поступало.
В январе 2016 года Шулумба Л.А. обратилась в департамент городского хозяйства администрации города Сочи с заявлением о включении ее семьи в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории "Инвалиды 1 и 2 групп", так как Шулумба Л.А. является инвалидом второй группы по зрению.
В марте 2016 года из департамента городского хозяйства администрации города Сочи истец получила уведомление о результатах рассмотрения жилищного вопроса гражданина N8 от 03.03.2016 года, из которого узнала, что администрацией города Сочи издано постановление N 440 от 01.03.2016 года "Об отказе во включении Шулумба Л.А. в список граждан, нуждающихся в жилым помещениях по категории "Инвалиды 1 и 2 групп", и снятии Шулумба Л.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Постановлением N 440 от 01.03.2016 года администрации города Сочи Шулумба Л.А., было отказано во включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории "Инвалиды 1 и 2 групп", в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 и пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с предоставлением истцом документов, которые не подтверждают права соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; Шулумба Л.А. была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
В уведомлении о результатах рассмотрения жилищного вопроса гражданина N 8 от 03.03.2016 года, указано, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 -6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В связи с тем, что решением исполкома Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 02 ноября 1990 года N 500 установлена норма предоставления в городах, поселках городского типа и курортных местностях, специалистами администрации г. Сочи сделан вывод о т ом, что истцы не нуждаются в улучшении жилищных условий, так как в мае 2006 года истцы, Шулумба Л.А., Гублиа Ш.Л. и Гублиа Д.Л. приватизировали квартиру N 312 в доме N 64 по ул. Голубые Дали Адлерского района г. Сочи. В квартире 312 дома 64 по ул. Голубые Дали на каждого члена семьи приходилось более 10 кв.м. жилой площади. В настоящее время на каждого члена семьи приходится 8 кв.м. жилой площади.
Дом 64 по ул. Голубые Дали в Адлерском районе г. Сочи с 1982 года по 2005 год являлся общежитием.
Постановлением Главы г. Сочи от 16 мая 2005 г. N 1681 "Об исключении муниципальных общежитий г. Сочи из специализированного жилищного фонда и утверждении примерного договора социального найма жилого помещения" (в редакции Постановления Главы г. Сочи от 24.08.2005 N 2567) муниципальное общежитие города Сочи 64 по ул. Голубые Дали в Адлерском районе г. Сочи было исключено из специализированного жилищного фонда и переведено в разряд жилых домов для постоянного проживания.
Согласно пункту 23 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденных решением крайисполкома от 26 декабря 1984 года N 734 (в редакции от 02.11.1990 года N 500) граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 60 Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии с пунктом 60 настоящих Правил, жилая площадь предоставлялась в размере на одного человека: в городах, поселках городского типа, курортных местностях: в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами не менее 7,7 кв.м, но не более 10 кв.м.
Указанные нормы действовали до принятия постановления главы администрации Краснодарского края от 25 марта 1994 года N 165 "Об утверждении Временного положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений по договору найма в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов на территории Краснодарского края", которым была установлена социальная норма площади жилья в домах жилищного фонда социального использования (минимальный размер общей площади, предоставляемой по договору найма на одного человека) в размере 12 кв.м общей площади для городов, поселков городского типа и курортных местностей.
Таким образом, с марта 1994 года и до введения в действие ЖК РФ, до 01 марта 2005 года, размер площади, установленный для предоставления жилого помещения, составлял для городов 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Как верно указано судом первой инстанции, проживая в общежитии 64 по ул. Голубые Дали в Адлерском районе г. Сочи с марта 1992 года по март 2005 года, истцы являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 5 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР
После вступления в действие ЖК РФ с 1 марта 2005 года их семья продолжала стоять в общей очереди на получение жилья, так как не была обеспечена жильем 12 кв.м. и более на человека.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введении его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основаниями для снятия граждан с учета, которые были приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., определены в части 2 ст. 6 названного Федерального закона.
Согласно ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, граждане, поставленные на учет до 1 марта 2005 года могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года определялись ст. 32 ЖК РСФСР.
Учитывая изложенное, основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены, поскольку с момента постановки на учет и до принятия решения о снятии с учета жилищные условия ее семьи улучшены не были.
Изменение же органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может служить основанием для снятия таких граждан с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан верный вывод об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Адлерского районного суда г. Сочи от 06 июня 2016 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи от 06 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи по доверенности Гамисония Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.