Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Рудь М.Ю., Шакитько Р.В.,
по докладу судьи Рудь М.Ю.,
при секретаре Ушаковой Н.А.,
при участии прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора ООО "Бизнес-Тур" Тонкошкуровой О.Н. на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 23 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Бизнес-Тур", третье лицо - Министерство природных ресурсов Краснодарского края об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха. В обоснование заявленных требований указал, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в границах муниципальных образований городов Геленджика, Новороссийска, Анапы, Темрюкского, Славянского, Приморско-Ахтарского, Каневского, Щербиновского, Ейского районов. В ходе данной проверки выявлено, что ООО "Бизнес-Тур", согласованные с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) не разрабатывались, договор о получении прогнозов наступлении неблагоприятных метеорологических условий не заключался. Истец указывает, что невыполнение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц. Просил суд обязать ООО "Бизнес-Тур" в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу согласовать с Министерством природных ресурсов Краснодарского края мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий; заключить договор с Краснодарским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о предоставлении информации о НМУ.
Обжалуемым решением Ейского городского суда Краснодарского края от 23 июня 2016 года исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе директор ООО "Бизнес-Тур" Тонкошкурова О.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, так же указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор просит решение Ейского городского суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя ООО "Бизнес-Тур" по доверенности Заровчатского Н.Н., поддержавшего доводы изложенные в жалобе, заключение прокурора Руденко М.В., судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в границах муниципальных образований. В ходе проверки установлено, что ООО "Бизнес-Тур" осуществляет деятельность по распиловке древесного материала на территории Ейского городского поселения, эксплуатируя стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно положениям статьи 25 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных, законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании положений статьи 19 Федерального закона N 96-ФЗ в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.
При получении прогнозов НМУ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
На территории Краснодарского края иинформацию о неблагоприятных метеорологических условиях правомочен предоставлять Краснодарский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
Согласно пункту 11 Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержденного Приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 года, информация о НМУ для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предоставляется уполномоченными органами государственной власти РФ в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" по заказу органов государственной власти РФ и хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем, как следует из материалов дела в результате проверки Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено, что согласованные с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий ООО "Бизнес-Тур" не разрабатывались, договор о получении прогнозов НМУ - не заключался.
По факту выявленных нарушений законодательства об атмосферном воздухе, постановлениями и.о. Азово - Черноморского межрайонного природоохранного прокурора от 13 апреля 2016 года в отношении ООО "Бизнес-Тур" и должностного лица - директора ООО "Бизнес-Тур" возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и с учетом указанных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора.
Доводы жалобы о том, что истцом не указаны нормативные документы, подтверждающие необходимость согласования ответчиком с Министерством природных ресурсов Краснодарского края мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, а так же заключения договора с Краснодарским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Северо-Кавказского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о получении специализированной информации - прогнозов НМУ, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Обязанность юридических лиц, имеющих источники выбросов, по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, прямо предусмотрена частью 3 статьи 19 Закона N 96-ФЗ.
Согласно пункту 5 Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 года N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды" специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предоставляется получателям информации в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.
Кроме того, как следует из материалов дела ООО "Бизнес-Тур" " ... " года выдано разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух " ... "
В пунктах 7, 8 данного разрешения установлено, что условием его действия является выполнение воздуохоохранных мероприятий в период наступления неблагоприятных метеорологических условий, а так же согласование мероприяти1 по уменьшению выбросов в период НМУ в установленном порядке.
Соблюдение условий данного разрешения невозможно без заключения договора с Краснодарским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на получение специализированной информации, а также согласования вышеуказанных мероприятий в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством и выданным ООО "Бизнес-Тур" разрешением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух ответчик обязан согласовывать мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий; получать информацию о наступлении неблагоприятных метеорологических условий на основании договорных отношений (соглашений), заключенных с территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ейского городского суда Краснодарского края от 23 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу директора ООО "Бизнес-Тур" Тонкошкуровой О.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть оспорено в течение 6 месяцев в Президиум Краснодарского краевого суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.