Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Рудь М.Ю., Тарасенко И.В.,
по докладу Рудь М.Ю.,
при секретаре Лукки А.А.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Ейский район по доверенности Кудрявцева А.В. на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 04 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ейский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Ейский район, третьи лица - Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Ейском районе, Ейский районный отдел УФССП по Краснодарскому краю, Управление ФССП по Краснодарскому краю, о понуждении к созданию условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В обоснование заявленных требований указал, что Ейской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры на территории города Ейска и Ейского района. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 года N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" администрацией муниципального образования Ейский район собственником здания в котором расположен Ейский районный отдел УФССП по Краснодарскому краю, условия для беспрепятственного доступа инвалидов не соблюдаются. Ейский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования Ейский район устранить в здании, занимаемом Ейским районным отделом УФССП России по Краснодарскому краю, расположенном по адресу: " ... " нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, а именно: оборудовать с двух сторон внутренней лестницы на высоте 0,9 м с горизонтальным завершением поручня вверху и внизу с не травмирующим окончанием; перед внутренней лестницей установить тактильные напольные указатели, выполняющие предупредительную функцию; для предупреждения слабовидящих на лестничном марше установить контрастную полосу; разместить обозначение доступных элементов здания, а так же информацию о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3 м до 1,4 м с дублированием рельефными знаками.
Обжалуемым решением Ейского городского суда от 04 июля 2016 года требования, заявленные Ейским межрайонным прокурором, удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Ейский район по доверенности Кудрявцев А.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на допущенные судом нарушения норм материального права.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник Ейского межрайонного прокурора Лобашова Е.А. просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Руденко М.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу, представление без удовлетворения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Ейской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания им условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры на территории г. Ейска и Ейского района установлено, что здание по ул. " ... " занимаемое Ейским районным отделом УФССП по Краснодарскому краю, является недоступным объектом социальной инфраструктуры для инвалидов, в связи с допущенными нарушениями: отсутствуют поручни с двух сторон внутренней лестницы на высоте 0,9 м. с горизонтальным завершением поручня вверху и внизу с нетравмирующим окончанием; перед внутренней лестницей отсутствуют тактильные напольные указатели, выполняющие предупредительную функцию; для предупреждения слабовидящих на лестничном марше отсутствует контрастная полоса; отсутствует обозначение доступных элементов здания; отсутствует информация о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3 до 1,4м. с дублированием рельефными знаками.
Ейский районный отдел УФССП по Краснодарскому краю располагается в указанном здании на основании договора безвозмездного пользования, заключенного " ... " года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ейского района и Главным управлением Министерства юстиции по Краснодарскому краю сроком до " ... " года.
Собственником здания расположенного по адресу: " ... " является администрация муниципального образования Ейский район.
Согласно положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии с положениями статей 4, 5, 11 Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 года N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае", объекты социальной инфраструктуры должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания, при этом организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Оснащение действующих объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан осуществляется в период как нового строительства, так и при проведении их реконструкции, капитального ремонта, если планировка позволяет осуществить эти работы. Юридические лица и должностные лица за уклонение от исполнения требований по созданию условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не принято во внимание, что здание по ул. " ... " собственником - администрацией муниципального образования Ейский район не эксплуатируется, в связи с чем нарушения законодательства не допущено, судебная коллегия находит несостоятельными. Договор безвозмездного пользования, заключенный 25 апреля 2001 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ейского района и Главным управлением Министерства юстиции по Краснодарскому краю не содержит условия возлагающие обязанность на ссудополучателя по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Дополнительных соглашений к указанному договору в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что Ейский районный отдел УФССП по Краснодарскому краю обязан обеспечить доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в занимаемое им здание является необоснованным.
Исследовав материалы дела, и установив, что договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом не возлагает на ссудополучателя обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа к арендуемому имуществу маломобильных граждан, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Ейского межрайонного прокурора.
Не устранение нарушений требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" влечет за собой нарушение прав инвалидов, маломобильных граждан на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьей 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Обстоятельства имеющие значение для дела, определены верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ейского городского суда Краснодарского края от 04 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Ейский район по доверенности Кудрявцева А.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции ступает в законную силу со дня его принятия, но может быть оспорено в течение 6 месяцев в Президиум Краснодарского краевого суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.