Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Баюры Л.Н., Выглева А.В.,
при секретаре Кулаковой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов Золотовой О.А. к ФИО2 областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Северо-Эвенская районная больница" о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области на решение Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 21 июля 2016 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бежевцовой Н.В., выслушав объяснения старшего помощника прокурора Магаданской области Гучановой Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
прокурор Северо-Эвенского района Магаданской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Золотовой О.А. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Северо-Эвенская районная больница" (далее - МОГБУЗ "Северо-Эвенская районная больница") о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг по отоплению и электроснабжению.
В обоснование заявленных требований указал, что истец работает в МОГБУЗ "Северо-Эвенская районная больница" в должности " ... ", в связи с чем относится к числу лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В нарушение требований статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта "б" части 1, части 1.2 статьи 1, статей 2, 3 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области", пунктов 2-4 постановления администрации Магаданской области от 04 октября 2012 года N 701-па, постановления администрации Магаданской области от 09 декабря 2010 года N 699-па ответчик не в полной мере компенсировал Золотовой О.А. понесенные ею затраты на оплату коммунальной услуги по отоплению за период с 01 января 2014 года по 31 марта 2016 год и коммунальной услуги по электроснабжению за период с 01 января 2014 года по 30 апреля 2016 года. Размер невыплаченной компенсации расходов, фактически понесенных истцом на оплату указанных коммунальных услуг, составил 18 530 рублей 25 копеек.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства и правовые нормы, просил суд взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг в указанном размере.
Согласно определению судьи Северо-Эвенского районного суда от 14 июля 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области (л.д. 2).
Решением Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 21 июля 2016 года исковые требования удовлетворены частично.
С МОГБУЗ "Северо-Эвенская районная больница" в пользу Золотовой О.А. взыскана компенсация расходов по оплате коммунальных услуг по отоплению за период с 01 января 2014 года по 31 марта 2016 года и оплате коммунальных услуг по электроснабжению за период с 01 января 2014 года по 30 апреля 2016 года в общей сумме 8 465 рублей 67 копеек. В доход бюджета муниципального образования "Северо-Эвенский городской округ" с ответчика взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области ставит вопрос об отмене принятого решения ввиду нарушения судом норм материального права.
Указывает, что Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ установлена обязанность по компенсации медицинским работникам расходов в части электроснабжения только за освещение, а не за потребленную электроэнергию в целом.
Полагает, что вследствие невозможности отграничения расходов, связанных с освещением, от иных расходов, затраченных на электроэнергию, компенсацию необходимо рассчитывать на основании Методики расчета потребления электрической энергии на потребление, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, а также нормативов, утвержденных приказом департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 08 августа 2012 года N 54-н.
Считает взыскание с ответчика компенсации за весь объем электроэнергии, потребленной истцом в спорном периоде, противоречащим положениям областного законодательства.
Письменные возражения относительно апелляционной жалобы не поступали.
Истец, ответчик, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. На основании частей 3, 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав возражения прокурора относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных отношений) предусмотрено, что медицинским и фармацевтическим работникам (врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием), педагогическим работникам медицинских организаций Магаданской области, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг в размере 100 процентов расходов на оплату занимаемого жилого помещения, отопления и освещения с учетом совместно проживающих с ними членов их семей (подпункт "б" пункта 1 статьи 1).
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату занимаемых жилых помещений и коммунальных услуг по основному месту работы ежемесячно в пределах действующих тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением компенсации расходов на поставку твердого топлива при наличии печного отопления (статья 2 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ).
В целях реализации Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ постановлением администрации Магаданской области от 04 октября 2012 года N 701-па утвержден Порядок компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, педагогическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в областном ведении, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, согласно которому компенсация расходов производится на основании личного заявления работника на имя руководителя по основному месту работы при условии предоставления документов, указанных в пункте 2 Порядка; назначение компенсации расходов осуществляется с первого числа месяца, в котором заявитель обратился по основному месту работы с заявлением с приложением всех необходимых документов (пункт 5); выплата компенсации осуществляется ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем представления (направления) заявителем документов, указанных в пункте 5 Порядка.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, Золотова О.А. является медицинским работником, проживающим в поселке городского типа, и относится к категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг.
На основании личных заявлений Золотовой О.А. работодателем компенсированы расходы, понесенные истцом в спорные периоды на оплату коммунальных услуг по отоплению и электроснабжению, в сумме 69 517 рублей 18 копеек.
Между тем, за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную истцом в период с 01 января 2014 года по 30 апреля 2016 года, фактически начислена плата в размере 16 608 рублей 67 копеек, за коммунальную услугу по отоплению, потребленную в период с 01 января 2014 года по 31 марта 2016 года - в размере 61 374 рублей 18 копеек. Общая сумма фактических начислений по потребленным истцом услугам составила 77 982 рублей 85 копеек. Данная сумма оплачена Золотовой О.А. в полном объеме.
Таким образом, ответчиком не компенсированы расходы истца по оплате коммунальных услуг в сумме 8 465 рублей 67 копеек (77 982,85 - 69 517,18).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований и взыскания с ответчика компенсации расходов, понесенных на оплату коммунальных услуг по отоплению и электроснабжению в размере 8 465 руб. 67 коп. Отказывая в удовлетворении остальной части иска, суд обоснованно указал на то, что компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг подлежит выплате, исходя из фактических начислений за спорный период.
Выражая несогласие с решением суда Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области утверждает, что истец имеет право на компенсацию расходов только по освещению жилого помещения, а не всей потребленной электроэнергии.
Судебная коллегия не может согласиться с данным доводом по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, до 01 января 2005 года предусматривалось полное освобождение данной категории лиц от внесения платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги по отоплению и освещению (электроснабжению).
Проводя диверсификацию расходов государства на означенные цели, федеральный законодатель пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внес ряд изменений в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Согласно указанным изменениям меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Действуя в рамках своих полномочий, региональный законодатель в Законе Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ предусмотрел для медицинских и фармацевтических работников, педагогических работников медицинских организаций Магаданской области, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения, компенсацию расходов по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг в размере 100 процентов расходов на оплату занимаемого жилого помещения, отопления и освещения с учетом совместно проживающих с ними членов их семей (подпункт "б" пункта 1 статьи 1 Закона).
В целях реализации названного Закона постановлением администрации Магаданской области от 04 октября 2012 года N 701-па утвержден Порядок компенсации медицинским и фармацевтическим работникам (врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием), педагогическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в областном ведении, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа (далее - заявители), согласно которому для получения такой компенсации заявителю необходимо представить документы, отражающие расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (подпункт "в" пункта 2 Порядка).
Как указано выше, ранее действовавшее законодательство, предусматривавшее предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме, предполагало полное освобождение медицинских работников, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, от оплаты услуг по освещению (электроснабжению). В то же время изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не ограничило гарантированное федеральным законодателем право медицинских работников на их получение.
При этом положения указанных нормативных правовых актов не регламентируют порядок раздельного учёта электроэнергии, потребляемой указанной категорией лиц на освещение и иные цели.
Поскольку и федеральное, и областное законодательство предусматривает предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа, именно в отношении коммунальных услуг, в том числе электроснабжения, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на возмещение расходов по электроснабжению в полном размере.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что расчет компенсации за электроэнергию, потребленную истцом на освещение, должен производится на основании Методики расчета потребления электрической энергии, утвержденной приказом Департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, не может быть принята во внимание, поскольку указанный орган исполнительной власти Магаданской области полномочиями по осуществлению нормативно-правового регулирования в данной сфере не наделен.
С учетом изложенного судом правомерно произведено взыскание в пользу истца компенсации всей суммы расходов по оплате потребленной электроэнергии, понесенных ею в спорный период, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и не влекут отмену или изменение обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 21 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бежевцова
Судьи Л.Н. Баюра
А.В. Выглев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.