Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Баюры Л.Н., Выглева А.В.,
при секретаре Кулаковой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов Ю. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Северо-Эвенская районная больница" о взыскании компенсации расходов по оплате за электроснабжение и отопление
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области на решение Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 21 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Баюры Л.Н., возражения прокурора Гучановой Т.В. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор Северо-Эвенского района Магаданской области обратился в Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в защиту прав и законных интересов Ю. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Северо-Эвенская районная больница" (далее - МОГБУЗ "Северо-Эвенская районная больница") о взыскании компенсации расходов по оплате за электроснабжение и отопление, указав, что Ю. работает в должности " ... " МОГБУЗ "Северо-Эвенская районная больница", проживает в поселке Эвенск Магаданской области, в связи с чем относится к числу лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
В период с 01 января 2015 года по 30 июня 2016 года компенсация расходов по оплате коммунальных услуг производилась ответчиком не в полном объеме, невыплаченная сумма компенсации по оплате отопления и электроснабжения (освещения) за указанный период составила 12 005 руб. 28 коп.
Ссылаясь на положения статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта "б" части 1, части 1.2 статьи 1 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 582-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области", постановления администрации Магаданской области от 04 октября 2012 года N 701-па, постановления администрации Магаданской области от 09 декабря 2010 года N 699-па, просил суд взыскать с ответчика в пользу Ю. компенсацию расходов по оплате за электроснабжение и отопление за период с 01 января 2015 года по 30 июня 2016 года в сумме 12 005 руб. 28 коп.
Решением Северо-Эвенского районного суда от 21 июля 2016 года исковые требования прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов Ю. удовлетворены.
С МОГБУЗ "Северо-Эвенская районная больница" в пользу Ю. взыскана компенсация расходов по оплате коммунальных услуг по электроснабжению (освещению) и отоплению за период с 01 января 2015 года по 30 июня 2016 года в сумме 12 005 руб. 28 коп. В доход бюджета муниципального образования "Северо-Эвенский городской округ" с ответчика взыскана государственная пошлина в размере 400 руб. 00 коп.
Не согласившись с постановленным решением, Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Настаивает на том, что Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области" установлена обязанность по компенсации расходов медицинским работникам только за освещение, а не за потребленную электроэнергию в целом.
Полагает, что вследствие невозможности отграничения расходов, связанных с освещением, от иных расходов, затраченных на электроэнергию, компенсация должна быть рассчитана на основании Методики расчета потребления электрической энергии, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, а также нормативов, утвержденных приказом департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 08 августа 2012 года N 54-н.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Северо-Эвенского района полагает постановленное судебное решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным, - подлежащей оставлению без удовлетворения.
Истец, ответчик, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Истец просила суд рассмотреть жалобу без ее участия. На основании частей 3, 5 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22 июля 1993 года N 5487-1, в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, до 01 января 2005 года предусматривалось полное освобождение данной категории лиц от внесения платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги по отоплению и освещению (электроснабжению).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и Общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) указанная норма признана утратившей силу, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно части 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Статьей 153 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых до 01 января 2005 года возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Из приведенных выше правовых положений следует, что федеральным законодательством установлено по существу не право, а обязанность органов государственной власти субъектов РФ установить меры социальной поддержки проживающим в сельской местности работникам медицинских организаций, находящимся в их ведении, которые предоставлялись им по состоянию на 01 января 2005 года.
На территории Магаданской области принят и действует Закон Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области" (далее - Закон Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 1 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ медицинским и фармацевтическим работникам (врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием), педагогическим работникам медицинских организаций Магаданской области, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения предусмотрена компенсация расходов по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в размере 100 процентов расходов на оплату занимаемого жилого помещения, отопления и освещения с учетом совместно проживающих с ними членов их семей.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату занимаемых жилых помещений и коммунальных услуг по основному месту работы ежемесячно в пределах действующих тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением компенсации расходов на поставку твердого топлива при наличии печного отопления (статья 2 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ).
В целях реализации Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ администрацией Магаданской области постановлением от 04 октября 2012 года N 701-па утвержден Порядок компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, педагогическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в областном ведении, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа (далее - Порядок), согласно которому компенсация расходов производится на основании личного заявления заявителя на имя руководителя по основному месту работы при условии предоставления документов, указанных в пункте 2 Порядка; назначение компенсации расходов осуществляется с первого числа месяца, в котором заявитель обратился по основному месту работы с заявлением с приложением всех необходимых документов (пункт 5); выплата компенсации осуществляется ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем представления (направления) заявителем документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 7).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ю. является медицинским работником, проживает в поселке городского типа и относится к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе отопления и электроснабжения.
На основании личного заявления Ю. за период с 01 января 2015 года по 30 июня 2016 года работодателем компенсированы расходы истца по оплате за отопление и электроснабжение в сумме 35 490 руб. 23 коп. В указанный период истцу фактически начислена оплата за отопление в сумме 38 697 руб. 61 коп., за потребленную электроэнергию - 9 243 руб. 71 коп., а всего начислено 47 941 руб. 32 коп. Данная сумма оплачена истцом полностью.
Таким образом, ответчиком не компенсированы расходы истца по оплате коммунальных услуг в сумме 12 451 руб. 09 коп. (47 941 руб. 32 коп. - 35 490 руб. 23 коп.).
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги для собственника и нанимателя жилого помещения включает в себя, в том числе плату за электрическую энергию.
Исходя из положений приведенной нормы, освещение не является отдельным видом коммунальной услуги, оказываемой собственникам и нанимателям жилых помещений, поскольку входит в состав коммунальной услуги по электроснабжению.
В этой связи, учитывая, что федеральное и региональное законодательство предусматривает предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, именно в отношении коммунальных услуг, а также принимая во внимание отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих порядок раздельного учета электроэнергии, потребляемой указанной категорией лиц на освещение и иные цели, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на возмещение расходов по освещению в полном размере.
Ссылка в жалобе на то, что расчет компенсации расходов на электроэнергию, потребленную истцом на освещение, производился на основании Методики расчета потребления электрической энергии, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, несостоятельна, поскольку указанный орган исполнительной власти Магаданской области не наделен полномочиями по осуществлению нормативного регулирования в данной сфере.
При таком положении взыскание в пользу истца компенсации всей суммы расходов по оплате потребленной электроэнергии, понесенных им в спорный период, произведено судом правомерно, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и не влекут отмену или изменение обжалуемого судебного постановления.
Учитывая, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования в пределах заявленной прокурором суммы 12 005 руб. 28 коп.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 21 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бежевцова
Судьи Л.Н. Баюра
А.В. Выглев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.