Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Баюры Л.Н., Выглева А.В.,
при секретаре Кулаковой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов Бадакиной Л.В. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Северо-Эвенская районная больница" о взыскании компенсации по оплате за отопление и электроснабжение,
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области на решение Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 21 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Выглева А.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы прокурора Гучановой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор Северо-Эвенского района Магаданской области обратился в Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в защиту прав и законных интересов Бадакиной Л.В. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Северо-Эвенская районная больница" (далее - МОГБУЗ "Северо-Эвенская районная больница") о взыскании компенсации по оплате за отопление и электроснабжение.
В обоснование заявленных требований указал, что Бадакина Л.В. работает в должности " ... " МОГБУЗ "Северо-Эвенская районная больница", проживает в "адрес" и относится к числу лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
В период с 01 декабря 2013 года по 31 марта 2016 года компенсация расходов по оплате коммунальных услуг производилась ответчиком не в полном объеме, невыплаченная сумма компенсации по оплате за отопление и электроснабжение за указанный период составила 4 672 руб. 76 коп.
Ссылаясь на положения статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта "б" части 1, части 1.2 статьи 1 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 582-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области", постановления администрации Магаданской области от 04 октября 2012 года N 701-па просил суд взыскать с ответчика в пользу Бадакиной Л.В. невыплаченную сумму компенсации по оплате за отопление и электроснабжение за период с 01 декабря 2013 года по 31 марта 2016 года в сумме 4 672 руб. 76 коп.
Решением Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 21 июля 2016 года исковые требования прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов Бадакиной Л.В. удовлетворены.
С МОГБУЗ "Северо-Эвенская районная больница" в пользу Бадакиной Л.В. взыскана компенсация расходов по оплате за отопление и электроснабжение за период с 01 декабря 2013 года по 31 марта 2016 года в сумме 4 672 руб. 76 коп. С ответчика в доход бюджета муниципального образования "Северо-Эвенский городской округ" взыскана государственная пошлина в размере 400 руб. 00 коп.
Не согласившись с постановленным решением, Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Настаивает на том, что Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области" установлена обязанность по компенсации расходов медицинским работникам только за освещение, а не за потребленную электроэнергию в целом.
Полагает, что вследствие невозможности отграничения расходов, связанных с освещением, от иных расходов, затраченных на электроэнергию, компенсация должна быть рассчитана на основании Методики расчета потребления электрической энергии, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, а также нормативов, утвержденных приказом департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 08 августа 2012 года N 54-н.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Северо-Эвенского района полагает постановленное судебное решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным, - подлежащей оставлению без удовлетворения.
Стороны, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало. На основании части 3 и части 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы и возражений относительно жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, выслушав прокурора относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действующее законодательство не предполагает какого-либо ограничения права медицинских работников в сельской местности на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, в том числе на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и потребленных коммунальных услуг (отопления и электроснабжения).
Действующей в редакции до 01 января 2005 года частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I предусматривалось, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан внесены ряд изменений, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При этом в соответствии со статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Подпунктом "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, трудовое законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты. При этом принятые по таким предметам ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области" для медицинских и фармацевтических работников (врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием), педагогических работников медицинских организаций Магаданской области, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения предусмотрена компенсация расходов по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг в размере 100 процентов расходов на оплату занимаемого жилого помещения, отопления и освещения с учетом совместно проживающих с ними членов их семей (подп. "б" пункта 1 статьи 1).
Таким образом, Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ меры социальной поддержки указанным лицам предоставляются в виде компенсации расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом, поскольку ранее действовавшее законодательство предусматривало предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме и предполагало полное освобождение медицинских работников, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, от оплаты услуг по отоплению и освещению (электроснабжению), то изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не должно изменять существа таких мер и ограничивать гарантированное федеральным законодателем право медицинских работников на их получение.
В целях реализации Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ администрацией Магаданской области постановлением от 04 октября 2012 года N 701-па утвержден Порядок компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, педагогическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в областном ведении, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа (далее - Порядок), согласно которому компенсация расходов производится на основании личного заявления заявителя на имя руководителя по основному месту работы при условии предоставления документов, указанных в пункте 2 Порядка; назначение компенсации расходов осуществляется с первого числа месяца, в котором заявитель обратился по основному месту работы с заявлением с приложением всех необходимых документов (пункт 5); выплата компенсации осуществляется ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем представления (направления) заявителем документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бадакина Л.В. является медицинским работником, проживает в поселке городского типа и относится к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе отопления и электроснабжения.
На основании личного заявления Бадакиной Л.В. за период с 01 декабря 2013 года по 31 марта 2016 года работодателем компенсированы расходы истца по оплате коммунальных услуг по отоплению и электроснабжению в сумме 60 615 руб. 58 коп. Истцом в указанный период фактически потреблено коммунальных услуг по отоплению на сумму 50 131 руб. 08 коп. и электроэнергии на сумму 15 157 руб. 26 коп., а всего потреблено услуг на общую сумму 65 288 руб. 34 коп. Данная сумма оплачена Бадакиной Л.В. полностью.
Таким образом, ответчиком не компенсированы расходы истца по оплате коммунальных услуг в сумме 4 672 руб. 76 коп. (65 288 руб. 34 коп. - 60 615 руб. 58 коп.).
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги для собственника и нанимателя жилого помещения включает в себя, в том числе плату за электрическую энергию.
Исходя из положений приведенной нормы, освещение не является отдельным видом коммунальной услуги, оказываемой собственникам и нанимателям жилых помещений, поскольку входит в состав коммунальной услуги по электроснабжению.
В этой связи, учитывая, что федеральное и региональное законодательство предусматривает предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, именно в отношении коммунальных услуг, а также принимая во внимание отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих порядок раздельного учета электроэнергии, потребляемой указанной категорией лиц на освещение и иные цели, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на возмещение расходов по освещению в полном размере.
Ссылка в жалобе на то, что расчет компенсации за электроэнергию, потребленную истцом на освещение, производился на основании Методики расчета потребления электрической энергии, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, не может быть принята во внимание, поскольку указанный орган исполнительной власти Магаданской области не наделен полномочиями по осуществлению нормативного регулирования в данной сфере.
При таком положении взыскание в пользу истца компенсации всей суммы расходов по оплате потребленной электроэнергии, понесенных им в спорный период, произведено судом правомерно.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северо-Эвенского районного суда Магаданской области от 21 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бежевцова
Судьи Л.Н. Баюра
А.В. Выглев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.