Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Якушева П.А.,
судей Гришиной Г.Н. и Никулина П.Н.,
при секретаре Филинове Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 22 сентября 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Ванюшкина С. А. на решение Судогодского районного суда Владимирской области от 24 июня 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ванюшкина С. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Судогодском районе Владимирской области о включении периода военной службы по призыву в специальный стаж в льготном исчислении и назначении досрочной страховой пенсии по старости - отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Ванюшкина С.А., просившего об отмене решения, представителя ответчика Бурцевой О.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ванюшкин С.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Судогодском районе Владимирской области о включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с **** по **** в двойном размере, а так же просил назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с ****.
Определением суда от 24 июня 2016 года произведена замена ответчика на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Судогодском районе Владимирской области (далее - УПФ РФ в Судогодском районе Владимирской области).
В обоснование иска указал, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в назначении которой решением УПФ РФ в Судогодском районе Владимирской области от **** **** ему необоснованно было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом, период военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР был включен ответчиком в календарном, а не в льготном исчислении, что противоречит п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В судебном заседании истец Ванюшкин С.А. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Судогодском районе Бурцева О.А. иск не признала, ссылаясь на отсутствие оснований для включения истцу периода военной службы в армии по призыву в льготном исчислении. Указала, что период военной службы по призыву с **** по **** включен в специальный стаж Ванюшкина С.А. в календарном исчислении. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Ванюшкин С.А. ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на те же доводы, что и в суде первой инстанции. При этом просит вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражении на нее, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Разрешая спор по существу и отказывая Ванюшкину С.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионным законодательством, действовавшим на момент службы истца в Вооруженных Силах СССР, а также пенсионным законодательством, действующим на момент обращения истца за пенсией не предусмотрено включение в специальный стаж педагогической деятельности периода военной службы по призыву в льготном исчислении и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и исходит при этом из следующего.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 настоящего Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В период прохождения Ванюшкиным С.А. военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с **** по **** действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с подпунктом "г" п. 1 которого, учителям и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом, вышеуказанными нормами, определяющими порядок включения в специальный стаж периодов прохождения службы в составе вооруженных сил, не предусмотрен льготный порядок ее исчисления.
В материалах дела имеется справка Военного комиссариата Владимирской области по Судогодскому району ****, согласно которой Ванюшкин С.А. в период с **** по **** проходил военную службу по призыву (л.д. 42).
Данное обстоятельство также подтверждается копией военного билета Ванюшкина С.А (л.д. 48-54).
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Судогодском районе Владимирской области от **** **** период военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с **** по **** засчитан в педагогический стаж Ванюшкина С.А. в календарном исчислении в соответствии с подп. "г" п. 1 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных норм права, у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения в специальный стаж Ванюшкина С.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР в льготном исчислении.
На дату обращения к ответчику специальный стаж Ванюшкина С.А. составил **** года **** месяца **** дней, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Довод жалобы о том, что период военной службы по призыву должен быть включен в специальный стаж педагогической деятельности в двойном исчислении на основании п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на ошибочном толковании положений пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение периода военной службы по призыву в специальный стаж.
Федеральный закон N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" вступил в законную силу с 1 января 1998 года. При этом, в законе не предусмотрено, что отдельным его положениям придается обратная сила.
До вступления в законную силу вышеуказанного Закона, действовал Закон РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", который в свою очередь вступил в силу с 1 января 1993 года.
Согласно п. 3 статьи 10 Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву - один месяц военной службы за два месяца работы.
Таким образом вышеуказанные Законы действовали после окончания срока военной службы истца, следовательно, они не могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением истцом военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с **** по ****.
Другим, ранее действовавшим законодательством, не предусматривалось льготное исчисление периода военной службы по призыву.
Кроме того, предметом правового регулирования Федерального закона "О статусе военнослужащих" является порядок назначения пенсий по выслуге лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" и не может применяться при исчислении специального стажа истца для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Данная правовая норма не содержит прямого указания на ее распространение в области социального обеспечения, в том числе в сфере пенсионных правоотношений. В действующем Федеральном законе N 400-ФЗ от 28 декабря 2001 года "О страховых пенсиях", Правилах исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, не содержится правовых норм о льготном исчислении периода службы армии по призыву.
Ссылка в жалобе на ограничение конституционного права на социальное обеспечение не принимается во внимание судебной коллегией, т.к. согласно определению Конституционного суда РФ N 1152-О-О от 23 сентября 2010 года решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Судогодского районного суда Владимирской области от 24 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ванюшкина С. А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Якушев П.А.
Судьи: Гришина Г.Н.
Никулин П.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.