Судья Севастопольского городского суда Артамонова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу защитника Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя" - А.А. на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 02 июня 2016 года, вынесенное по жалобе Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя" на постановление о назначении административного наказания N от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) С.Н. N от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя" (далее - ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
На данное постановление административного органа ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" в лице его законного представителя - директора В.П. подана жалоба в Ленинский районный суд г. Севастополя.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 02.06.2016 года в удовлетворении жалобы ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" на постановление о назначении административного наказания N от ДД.ММ.ГГГГ отказано, указанное постановление должностного лица оставлено без изменений.
Не согласившись с данным решением районного судьи, защитник ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" - А.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ б/н) подала жалобу, в которой просит судебный акт и постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Севприроднадзора С.Н. N от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" прекратить ввиду отсутствия доказательств виновности ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" в совершении вменяемого правонарушения и несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание представитель ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в заявлении от 22.07.2016 года ходатайствует о рассмотрении жалобы в его отсутствие, содержащиеся в ней доводы поддерживает в полном объеме.
Представители Севприроднадзора по доверенностям А.А. , С.Н. возражали против удовлетворения жалобы, настаивали на законности принятого судебного акта и постановления о назначении административного наказания N от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав пояснения участников процесса, проверив материалы дела в полном объеме и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями) если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то его постановление может быть обжаловано в районный суд. Решение судьи районного суда, принятое по жалобе на такое постановление, может быть обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ в вышестоящий суд.
Подача жалоб и их рассмотрение осуществляются согласно части 3 статьи 30.9 КоАП РФ в порядке, установленном статьями 30.2-30.8 этого Кодекса.
В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
Из материалов дела усматривается, что обжалуемое решение вынесено судьей Ленинского районного суда г. Севастополя 02.06.2016 года.
Копия указанного решения получена защитником ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" - А.А. согласно ее расписке 15.06.2016 года, что соответствует положениям ч. 2 ст. 30.8 КоАП РФ.
Жалоба на решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 02.06.2016 года подана защитником привлекаемого лица 22.06.2016 года.
Учитывая изложенное и положение ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, срок на подачу жалобы не пропущен, и она подлежит рассмотрению по существу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Севприроднадзора А.В. в отношении юридического лица ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" составлен протокол об административном правонарушении N, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, по тем основаниям, что предприятием не обеспечены мероприятия по недопустимости переполнения контейнеров для сбора отходов и обеспечения чистоты на контейнерной площадке по ул. Н Музыки, 78.
ДД.ММ.ГГГГ старший государственный инспектор города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Севприроднадзора С.Н. , рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении, вынесла постановление N о привлечении ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
При этом, из мотивировочной части данного постановления следует, что административное правонарушение выразилось в непринятии ДД.ММ.ГГГГ ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" мер по обеспечению чистоты на контейнерной площадке по "адрес", невыполнении обязанности по уборке контейнерной площадки, на которой размещены твердые коммунальные отходы.
Вменяемое административное правонарушение, по мнению должностного лица, повлекло несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, своими действиями ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" нарушило требование ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N7-ФЗ от 10.01.2002 года.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" на постановление о назначении административного наказания N от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу о доказанности вины юридического лица ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, действия которого правильно квалифицированы по указанной статье КоАП РФ как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Однако с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предметом выступают отходы производства и потребления, вещества, разрушающие озоновый слой, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Субъектом данного правонарушения может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ установлены следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
Размещение отходов включает хранение и захоронение отходов.
Под хранением отходов признается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Размещение отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
С учетом указанных норм закона, деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов носит специализированный характер.
Однако ни из материалов данного дела, ни из оспариваемого постановления административного органа не следует, что ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" занималось сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона N 89-ФЗ.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае, в протоколе об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения, относящиеся к событиям совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения.
Административный орган, рассматривая материалы дела, не установил, какие виды деятельности осуществляются ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя", какие объекты (отходы) и как именно эксплуатируются указанным предприятием.
Пересматривая обжалуемое постановление, суд первой инстанции согласился с виновностью юридического лица ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" в совершении вменяемого административного правонарушения. При этом, судья районного суда установилнарушение предприятием Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 (объем отходов, накапливаемых для временного хранения одним мусорным контейнером на 380,7 куб. м меньше лимита, установленного действующим законодательством Российской Федерации), однако за данное нарушение юридическое лицо ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ к ответственности не привлекалось.
Таким образом, суд первой инстанции, исследуя законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, не проверил должным образом, подтверждается ли материалами административного дела, что ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" осуществляло накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение и иное обращение с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, соответствует ли событие административного правонарушения, указанное в протоколе об административном правонарушении, нарушениям, вменяемым постановлением о назначении административного наказания N от ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд первой инстанции не принял во внимание, что действия юридического лица ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" в указанном случае должны квалифицироваться по статье 6.3 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Объективная сторона названной нормы состоит в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 данного Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ от 30.03.1999 года индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации как установлено статьей 22 данного Федерального закона.
Порядок организации рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий установлены Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Министерством здравоохранения Союза Советских Социалистических Республик от 05.08.1988 N 4690-88.
Согласно преамбуле "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", настоящие Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий. Правила предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности.
В отличие от квалификации статьи 6.3 КоАП РФ, носящей общий характер, квалификация статьи 8.2 КоАП РФ относится к специальным правоотношениям, связанным с несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состоящее в нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при осуществлении указанной деятельности должно квалифицироваться по статье 6.3 КоАП РФ, а не по статье 8.2 КоАП РФ, как квалифицировано в данном случае административным органом.
При этом, при рассмотрении жалобы ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" судом первой инстанции не принято во внимание, что в материалы дела административным органом не представлены доказательства того, что ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" осуществляло деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов в смысле, предусмотренном Федеральным законом N 89-ФЗ, протокол об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ составлен по факту нарушения мероприятий по недопустимости переполнения контейнеров для сбора и обеспечению чистоты на контейнерной площадке по "адрес", то есть нарушений Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указанное выше в своей совокупности свидетельствует об отсутствии в действиях ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" состава вменяемого правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
С учетом изложенного, обжалуемые постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Севприроднадзора С.Н. N от ДД.ММ.ГГГГ и решение районного судьи нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ГУПС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности, в данном случае не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление о назначении административного наказания N от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное старшим государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя С.Н. в отношении юридического лица Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя", и решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 02 июня 2016 года, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя" прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Т.А. Артамонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.