Заместитель председателя Севастопольского городского суда Т.П. Колбина, рассмотрев жалобу С.А.Н. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 апреля 2016 года и решение судьи Севастопольского городского суда от 26 мая 2016 года, вынесенное в отношении С.А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 апреля 2016 года С. А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 34 440, 85 рублей без конфискации предметов административного правонарушения.
Решением судьи Севастопольского городского суда от 26 мая 2016 года вышеуказанное постановление было изменено в части наказания в виде административного штрафа, который был уменьшен до 23 221, 87 рублей.
В жалобе, поданной в порядке ст.ст. 30.12-30.19 КоАП РФ, С. А.Н. просит отменить постановленные в отношении него судебные акты, производство по делу прекратить.
В жалобе заявитель ссылается на то, что нижестоящими судами были нарушены нормы процессуального и материального права, выразившиеся в том, что судами первой и второй инстанциями неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неверно определена объективная сторона правонарушения.
Изучив истребованное из Ленинского районного суда г. Севастополя дело об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, не нахожу основания для удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в невыполнении лицом требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
В соответствии с ч. 3 ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-участников таможенного союза.
Согласно ст. 2 ТК ТС единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 указанного Кодекса определено, что ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
В соответствии с ч. 1 ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
Таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов Таможенного союза (пункт 3 части 2 статьи 355 Кодекса).
Согласно ч. 3 ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
В соответствии с п.п. 27 п. 1 ст. 4 ТК ТС под таможенным декларированием понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Согласно ч. 2 ст. 181 ТК ТС в таможенной декларации указываются, в том числе такие сведения о товарах, как наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость, статистическая стоимость.
В ст. 188 ТК ТС установлены обязанности декларанта при таможенном декларировании товаров, в том числе произвести таможенное декларирование товаров и представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Статьей 189 ТК ТС определено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
В силу ст. 193 ТК ТС таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза (предварительное таможенное декларирование товаров).
Исходя из вышеуказанных норм права, количественные и качественные характеристики товара (объема товара) являются обязательными требованиями, подлежащими указанию в таможенной декларации.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" на территории причала N Севастопольского морского порта по адресу: "адрес", уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований дознания Севастопольской таможни ФИО1. при осуществлении таможенного контроля за "данные изъяты" (флаг России), который прибыл на таможенную территорию Таможенного союза (порт Севастополь) из порта Кьоджа (CHIOGGIA, Италия) капитан "данные изъяты" (флаг Россия) гражданин РФ ФИО2 представил таможенному наряду для таможенного оформления прихода судна документы, предусмотренные пп.2 п.1 ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, в том числе: общая декларация от ДД.ММ.ГГГГ судовая роль от ДД.ММ.ГГГГ, грузовой манифест от ДД.ММ.ГГГГ, декларация о личных вещах экипажа судна от ДД.ММ.ГГГГ года, грузовая декларация от 30.12.2015 года.
В ходе проведения таможенного контроля "данные изъяты" (флаг Россия) в форме таможенного осмотра судовых помещений было установлено, что в помещении служебной каюте N находились товары в количестве 25 мест, которые не были указаны в судовых документах, поданных таможенному наряду для таможенного оформления прихода судна, в том числе в декларации о личных вещах экипажа суда от ДД.ММ.ГГГГ
По результатам проведения таможенного контроля в форме устного опроса членов экипажа "данные изъяты" (флаг Россия) было установлено, что указанные товары принадлежали С. А.Н., суперитенданту "данные изъяты"флаг Россия). В ходе опроса С. А.Н. сообщил, что товары приобрел для собственных нужд, о чем был составлен Акт таможенного досмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже от ДД.ММ.ГГГГ года. В результате таможенного досмотра установлено, что С. С.Н. перемещал через таможенную границу Таможенного союза товар (плитка керамическая), общим весом 345,5 кг, который не задекларировал по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию. Сведений о каких-либо товарах (личных вещах), которые находятся в каюте С. А.Н., заявителем не было заявлено представителю таможенного органа ни в устной, ни в письменной форме.
Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение) утвержден Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Пунктом 1, подпунктами 1, 6 пункта 2 и пунктом 3 статьи 8 Соглашения определено, что декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица, культурные ценности. Декларирование товаров для личного пользования производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Декларантом может быть физическое лицо государства - члена Таможенного союза или иностранное физическое лицо, передавшее товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже, перевозчику для их фактического перемещения через таможенную границу.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Соглашения отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя: из заявления физического лица о перемещаемы товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением; характера и количества товаров; частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
К товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, относятся товары, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов (Приложение 3 к Соглашению).
Согласно п. п. 2.1, 2.14 Конвенции государственные власти не требуют для оставления у себя при приходе или отходе судов, к которым настоящая Конвенция относится, каких-либо других документов кроме тех, которые указаны в настоящем разделе. Этими документами является, в частности, Декларация о личных вещах экипажа судна. (Рекомендуемая практика). Государственным властям следует, по мере возможности, принимать документы, предусмотренные в настоящем Приложении, за исключением документов, упомянутых в Стандарте 3.7, независимо от языка, на котором излагаются в них требуемые сведения, при условии, что они могут потребовать, когда сочтут это необходимым, письменного или устного перевода на один из официальных языков своей страны или Организации.
В соответствии с п. п. 2.5., 2.5.1, 2.5.2 Конвенции основным документом о личных вещах экипажа, содержащим сведения, требуемые государственными властями, является Декларация о личных вещах экипажа. Она не требуется при отходе. Государственные власти принимают Декларацию о личных вещах экипажа, датированную и подписанную капитаном или каким-либо другим лицом командного состава судна, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном. Государственные власти могут также требовать от каждого члена экипажа судна его подписи или, если он этого сделать не может, его отметки против сведений о его личных вещах. (Рекомендуемая практика). Как правило, государственным властям следует требовать сведения только о таких личных вещах экипажа, которые подлежат обложению пошлиной, запрещениям или ограничениям.
В п. 2 ч. 1 ст. 159 ТК ТС установлено, что к представленным капитаном судна сотрудникам таможни стандартным документам перевозчика, в том числе, относится декларация о личных вещах экипажа судна.
Исходя из изложенного, сведения о наличии на борту судна товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме (учитывая стоимость и количество товара, которое превышало нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей), подлежали обязательному заявлению в декларации о личных вещах экипажа судна.
Факт совершения С. А.Н. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: актом таможенного осмотра N от ДД.ММ.ГГГГ года; протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении N N от ДД.ММ.ГГГГ года; копией генеральной декларации "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ; копией грузовой декларации т/х "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ года; копией декларации о личных вещах экипажа т/х "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ; копией декларации судовых припасов т/х " "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ года; докладными записками СГТИ Инкерманского таможенного поста ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ; актом таможенного досмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже, N от ДД.ММ.ГГГГ; копией судовой роли т/х " "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ; копией грузового манифеста т/х "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ года; копией коносамента т/х "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N; объяснениями С. А.Н., ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ; актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Севастопольской таможне от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом о взятии проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ; актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Севастопольской таможне от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом опроса свидетеля ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ года; заключением эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ, и иными материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее обязанность по декларированию ввозимых на территорию Таможенного союза товаров, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Законность и обоснованность постановления судьи районного суда в полном объеме проверены судьей городского суда в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Действия С. А.Н. квалифицированы по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и положениями таможенного законодательства.
Довод жалобы о том, что сотрудники таможни не предоставили С. А.Н. чистые бланки декларации для заполнения, не может являться обстоятельством, исключающим возможность надлежащего декларирования перемещаемых им товаров, так как указанные сведения должны были быть внесены в декларацию о личных вещах экипажа судна (то есть до начала действия ограничения по перемещению на борту судна на момент проведения таможенного оформления), либо (в крайнем случае) в устной форме при осуществлении осмотра каюты заявителя или перед его началом с последующим оформлением пассажирской таможенной декларации.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования предыдущих судебных инстанций, не опровергают установленных ими обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу судебных постановления и решения.
Постановление о привлечении С. А.Н. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено С. А.Н. в соответствии с требованиями статьей 3.1, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 16.2 названного Кодекса.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 апреля 2016 года и решение судьи Севастопольского городского суда от 26 мая 2016 года, вынесенное в отношении С.А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - оставить без изменения, а жалобу С.А.Н.- без удовлетворения.
Заместитель председателя
Севастопольского
городского суда Т.П. Колбина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.