Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Романовой И.Е.
судей: Антонова Д.А., Башковой Ю.А.
при секретаре Олиярник Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 25 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Исковое требование (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении (ФИО)1 звания "Beтеран труда", обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить (ФИО)1 звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу (ФИО)1 судебные расходы в размере 300, 0 рублей".
Заслушав доклад судьи Романовой И.Е., судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда". Требования мотивировал тем, что приказом Министра энергетики Российской Федерации ему объявлена Благодарность Министерства Энергетики Российской Федерации за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса, приказом Министра транспорта Российской Федерации награжден нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу" II степени. Однако ответчиком отказано истцу в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации и нагрудный знак Министерства транспорта Российской Федерации "За безаварийную работу" II степени не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право па присвоение звания "Ветеран труда", утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года N 103-п. Истец полагает, что в соответствии со статьей 7 Ф3 "О ветеранах" он является ветераном труда, поскольку имеет ведомственную награду, в связи с чем, просил суд обязать ответчика присвоить ему звание "Ветеран труда".
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития ХМАО-Югры просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать. Полагает, что истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" обоснованно, поскольку решение связано с тем, что имеющиеся награды не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года N103-п. Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" пп. 2 п. 2 ст. 3 предусмотрено, что звание "Ветеран труда" присваивается лицам награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2005 года N 103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" утверждены ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, ордена и медали Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации, ведомственные медали, почетные звания, знаки отличия, нагрудные знаки, значки, почетные звания автономного округа. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не определяет круг лиц, являющимися ветеранами труда, а устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда", в автономном округе. В частности Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 года N 115-оз предусматривает, что при присвоении звание "Ветеран труда" учитывается награждение орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде. Поэтому, полагает, что выводы суда нельзя признать правильными.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что спор возник о законности действий ответчика, отказавшего присвоить звание "Ветеран труда" истцу по мотиву того, что имеющиеся у истца ведомственные награды не включены в перечень, утвержденный Правительством округа. Наличии оснований для понуждения ответчика присвоить истцу звание "Ветеран труда", что требуется для получения социальных льгот и гарантий, установленных другими законами.
Суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доводы и доказательства, установил, что работает истец в Управлении технологического транспорта автоколонна 7 Нефтегазодобывающее управление "Нижнесортымскнефть" ОАО "Сургутнефтегаз" водителем, имеет общий трудовой стаж более 41 года, является пенсионером по старости, ему назначена пенсия (л.д.23-24).
16 сентября 2015 года истцу объявлена Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса приказ N 129п (л.д.21).
24 апреля 2012 года Министерством транспорта РФ истцу был выдан нагрудный знак отличия "За безаварийную работу" II степени (л.д.22).
Обратившись к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", ему Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 февраля 2016 года в присвоении звания "Ветеран труда" было отказано в связи с тем, что Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации и нагрудный знак отличия "За безаварийную работу" II степени не являются нагрудным либо почетным званием Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (л.д.9-10).
Суд, проверив представленные сторонами доводы и доказательства, исходил из того, что в соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы " социальной " защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путём принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со статьей 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 (с изм.).
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учёту и ведомственные знаки отличия в труде.
Согласно постановлению Правительства РФ от 28 мая 2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" Министерство энергетики РФ является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.5.2 указанного Постановления, Министерство энергетики Российской Федерации в целях стимулирования работников, осуществляющих деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, а также упорядочения форм морального поощрения приказом Министерства энергетики РФ от 14 июля 2008 года N11 "О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации" учреждены ведомственные награды Министерства энергетики Российской Федерации, к которым в числе прочих относится Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации (приложение N15 приказа Министерства энергетики РФ от 14 июля 2008 года N11).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14 июля 2008 года N11 утверждено в числе прочих положений о почетных званиях и нагрудных знаках Положение о благодарности Министерства энергетики Российской Федерации.
Этим же приказом утверждено Положение о благодарности Министерства энергетики РФ.
Согласно пункту 1 Положения о Благодарности Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 21 июня 2004 года N19 "Об учреждении почетных званий, нагрудных знаков, Почетной грамоты и Благодарности (ведомственных знаков отличия в труде)", Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации объявляется рабочим, специалистам, служащим, руководителям организаций отраслей, входящих в состав Минпромэнерго России, работникам центральных аппаратов Министерства, Федеральных служб и отраслевых Федеральных агентств, при стаже работы не менее 2 лет, добившимся высоких результатов: в стабильном функционировании организации; в досрочном вводе в эксплуатацию производственных мощностей и социально-бытовых объектов; в обеспечении высоких конечных результатов работы, экономии сырья, материалов, топливно- энергетических, финансовых и трудовых ресурсов, снижении себестоимости выпускаемой продукции и строительно-монтажных работ.
Таким образом, Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации относятся к ведомственному знаку отличия в труде, который даёт право истцу для присвоения звания "Ветеран труда".
Также был учрежден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 80 и нагрудный знак "За безаварийную работу" в приложении 1 к данному приказу указано, что знак отличия имеет три степени.
В соответствии с полномочиями Министерства транспорта Российской Федерации, указанными в пунктах 5.2.55 и 6.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 80 "Об учреждении нагрудных знаков отличия Министерства транспорта Российской Федерации" в целях обеспечения безопасности на транспорте, повышения уровня дисциплины, а также популяризации и пропаганды опыта специалистов, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу на транспорте были учреждены ведомственные нагрудные знаки отличия за безаварийную работу, как одной из форм поощрения, популяризации и пропаганды опыта водителей транспорта, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу.
В соответствии с Положением о нагрудном знаке отличия "За безаварийную работу II степени", утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 80, знак отличия второй степени вручается от имени Министерства транспорта РФ на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта водителям автомобильного транспорта, под управлением которых безаварийный пробег транспортного средства составил свыше 250000 км. Основанием для издания приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о вручении знака отличия 2 и 3 степеней является ходатайство соответствующего территориального управления государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Вручение знака отличия и удостоверения к нему производится в торжественной обстановке, как правило, по месту работы водителя.
Таким образом, из вышеназванного Положения следует, что нагрудный знак "За безаварийную работу" подпадает под понятие ведомственного знака отличия, поскольку он учрежден федеральным органом государственной власти, награждение знаком осуществляется за отличия в труде (безаварийную работу).
Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", является одним из условий присвоения звания "Ветеран труда", при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что исходя из конституционного принципа равенства прав граждан, а также того, что истец был в установленном законом порядке награжден ведомственными знаками отличия в труде, каковым является Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации и нагрудный знак "За безаварийную работу" II степени, его требования являются обоснованными.
Трудовой стаж истца составляет более 41 года, что подтверждается трудовой книжкой, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственными знаками отличия в труде, относится к категории граждан, являющихся ветераном труда.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Обстоятельства дела исследованы судом надлежаще, в дополнительной проверке не нуждаются. Выводы суда мотивированы и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ. Нормы материального права применены судом правильно. Оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ для отмены судебного решения не выявлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 25 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития ХМАО-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий: Романова И.Е.
Судьи: Антонов Д.А.
Башкова Ю.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.