Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Романовой И.Е.
судей: Антонова Д.А., Башковой Ю.А.
при секретаре Олиярник Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 18 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Исковое требование (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении знания ветеран труда (ФИО)1; обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить (ФИО)1 звание ветерана труда.
Взыскать с Департамента социального развития в пользу (ФИО)1 расходы в размере 300, 0 рублей".
Заслушав доклад судьи Романовой И.Е., судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда". Требования мотивировал тем, что приказом N 4/4 от 20.06.1984 года начальника Тюменского управления гражданской авиации министерства гражданской авиации СССР, истец награжден нагрудным знаком "За безаварийный налет часов". Однако ответчиком отказано истцу в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что нагрудный знак "За безаварийный налет часов" не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в груде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года N 103-п. Истец полагает, что он является ветераном труда, поскольку имеет ведомственную награду, в связи с чем, просил обязать ответчика присвоить ему звание "Ветеран труда".
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановленовышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития ХМАО-Югры просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указали, что отказ в присвоении истцу звания "Ветеран труда" связан с тем, что имеющаяся у истца награда не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства ХМАО N 103-п от 06 июня 2005 года. В соответствии со ст. 7 закона "О Ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. При этом закреплено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Суд посчитал отказ в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, полагая, что он противоречит ст. 7 ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и нарушает права истца. Суд ошибочно пришел к выводу о том, что законодатель Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", незаконно ограничил определенными видами ведомственных знаков отличия в труде возможность присвоения этого звания. Судом также не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец имеет общий трудовой стаж более 30 лет, является получателем пенсии (л.д.11-24).
Приказом 4/4 от 20.06.1984 года истец был награжден нагрудным знаком гражданской авиации "За безаварийный налет часов" с планкой 3000 часов (л.д.7-8).
Истец обратился в уполномоченный орган государственной власти с заявлением о присвоении ему звания "Ветерана труда".
Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 февраля 2016 года N 15-исх-2163 (протокол от 28 января 2016 года N 2) истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку нагрудный знак отличия "За безаварийный налет часов" с планкой "Пилот 3000 часов "не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. N 103-п (л.д.9-10).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закона N5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 07 ноября 2006 года N115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" к ветеранам труда отнесены: 1) лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно статье 4 вышеприведенного Закона перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из содержания приведенных правовых норм, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона N5-ФЗ.
Под установленным частью 2 статьи 7 Закона N5-ФЗ порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Закона N5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.
Исходя из предмета совместного ведения, субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона N 5-ФЗ.
В настоящее время действует Приказ Министерства-транспорта Российской Федерации от 20.06.2007 года N 80 "Об учреждении нагрудных знаков отличия Министерства транспорта Российской Федерации" учреждены нагрудные знаки и положения о нагрудных знаках. В соответствии с положением нагрудный знак отличия "За безаварийный налет часов" является одной из форм поощрения. Знак отличия имеет три степени: нагрудный знак-отличия "За безаварийный налет часов" I степени; нагрудный знак отличия "За безаварийны налет часов" II степени; нагрудный знак отличия "За безаварийный налет часов" III степени. Высшей степенью знака отличия является I степень. Поощрение знаком отличия осуществляется последовательно, от низшей степени к высшей. Знаки отличия I, II, III степени вручаются на основании Приказа Министерства транспорта Российской Федерации или от имени Министерства транспорта Российской Федерации на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с ранее действовавшим Приказом министра ГА СССР от 19 февраля 1971 года N 74 "О введении в действие Положения о нагрудном знаке гражданской авиации "За безаварийный налет часов" и п. 4, п. 9 данного положения награждение пилотов, штурманов, бортмехаников (бортинженеров) и бортрадистов гражданской авиации нагрудным знаком "За безаварийный налет часов" производится приказами начальников управлений, учреждений и организаций гражданской авиации и начальниками (командирами) предприятий, учреждений и организаций, непосредственно подчиненных МГА, от имени министра гражданской авиации. Вручение знаков за безаварийный налет и планок к ним до 9000 часов, производится командирами (начальниками) подразделений (предприятий), а с 10000 часов и выше - начальниками управлений (учреждений, организаций) гражданской авиации и другими начальниками (командирами) предприятий, непосредственно подчиненных МГА, а также руководителями ведомственной авиации. Вручение нагрудных знаков и планок производится в торжественной обстановке.
Награждение истца (ФИО)1 нагрудным знаком "За безаварийный налет часов" произведено в 1984 году приказом начальника Тюменского управления гражданской авиации министерства гражданской авиации СССР N 4/4 от 20.06.1984 года, таким образом, на момент выдачи истцу нагрудного знака "За безаварийный налет часов" в 1984 году действовали приказ министра ГА СССР от 19 февраля 1971 года N 74 "О введении в действие Положения о нагрудном знаке гражданской авиации "За безаварийный налет часов" и положение о нагрудном знаке "За безаварийный налет часов", введенное в действие Приказом Министра гражданской авиации Союза ССР.
В соответствии с пунктом I Положения, нагрудный знак "За безаварийный налет часов" учрежден в целях поощрения за безаварийную работу и повышения заинтересованности летно-подъемного состава в обеспечении безопасности полетов. Этим знаком награждаются пилоты, штурманы, бортмеханики (бортинженеры) и бортрадисты гражданской авиации СССР и ведомственной гражданской авиации, имеющие положительные характеристики, безупречно выполняющие летную работу, строго соблюдающие требования наставлений, инструкций и приказов Министерства гражданской авиации, регламентирующих летную работу, не имеющие летных происшествий и предпосылок к ним по своей вине, а также случаев нарушения дисциплины, угрожающих безопасности полетов.
Нагрудный знак "За безаварийный налет часов" изготавливался в одном варианте для всего летно-подъемного состава. В основании знака монтировались сменные планки с нанесенными на них цифрами безаварийного налета: 3000, 5000, 7000, 9000 часов и далее через каждую 1000 часов налета для каждой специальности.
Указанным Положением был установлен порядок награждения летного состава нагрудным знаком "За безаварийный налег часов" (пункты 4, 5, 6).
В соответствии с п. 4 Положения, награждение пилотов, штурманов, бортмехаников (бортинженеров) и бортрадистов гражданской авиации нагрудным знаком "За безаварийный налет часов" производится приказами начальников управлений, учреждений и организаций гражданской авиации и начальниками (командирами) предприятий, учреждений и организаций, непосредственно подчиненных МГА, от имени министра гражданской авиации.
Награждение летного состава ведомственной авиации производилось приказами руководителей министерств и ведомств, в подчинении которых находилась авиация (п. 5).
Награждение летно-подъемного состава, работающего в центральном аппарате Министерства гражданской авиации, а также начальников управлений (учреждение, организаций) гражданской авиации и других начальников (командиров) предприятий, непосредственно подчиненных Министерству гражданской авиации, производилось приказами министра гражданской авиации (п. 6).
Таким образом, Положением был определен перечень должностных лиц органов власти и управлений СССР, наделенных полномочиями производить награждение ведомственным знаком отличия в труде в зависимости от занимаемой награждаемым должности.
Правовой смысл пп. 2 п. 1 ст. 7 федерального закона "О ветеранах" подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными наградами за отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Истец награжден ведомственной наградой в установленном порядке, то есть имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец был в установленном законом порядке награжден ведомственным знаком отличия в труде, каковым является нагрудный знак отличия "За безаварийный налет часов".
Трудовой стаж истца составляет более 30 лет, что подтверждается материалами дела, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственным знаком отличия в труде, относится к категории граждан, являющихся ветераном труда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые по делу обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, и судом дана надлежащая оценка.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 18 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий: Романова И.Е.
Судьи: Антонов Д.А.
Башкова Ю.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.