Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Данилова А.В.,
судей коллегии Беспаловой В.В., Решетниковой О.В.,
с участием прокурора (ФИО)6,
при секретаре (ФИО)7,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску аппарата Губернатора ХМАО-Югры к Закирову И.Р., Закировой Э.Т., Закировой К.И., Закировой И.И. о выселении без предоставления другого жилого помещения,
по апелляционной жалобе Закирова И.Р. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 06 апреля 2016 года, которым постановлено:
исковые требования аппарата Губернатора ХМАО-Югры к Закирову И.Р., Закировой Э.Т., Закировой К.И., Закировой И.И. удовлетворить.
Выселить Закирова И.Р., Закирову Э.Т., Закирову К.И., Закирову И.И. из жилого помещения в общежитии, расположенном по адресу: (адрес), без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Закирова И.Р., Закировой Э.Т. государственную пошлину в доход муниципального образования г.Ханты-Мансийск по "данные изъяты" с каждого.
Заслушав доклад судьи Беспаловой В.В., судебная коллегия
установила:
Аппарат Губернатора ХМАО-Югры обратился в суд с иском к Закирову И.Р., Закировой Э.Т., Закировой К.И., Закировой И.И. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), без предоставления другого жилого помещения. Требования мотивированы тем, что истец является собственником спорного жилого помещения. На основании договора найма жилого помещения в общежитии от (дата) Закирову И.Р. совместно с супругой Закировой Э.Т. и их несовершеннолетним детям Закировой К.И., Закировой И.И. на период работы, службы в органах государственной власти автономного округа и государственных учреждениях автономного округа, федеральных государственных органах и федеральных учреждениях, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа, была предоставлена указанная комната. Закиров И.Р. уволен из ГУ МЧС России по ХМАО-Югре (дата), однако выселяться из жилого помещения добровольно ответчики отказываются.
В судебном заседании представитель истца (ФИО)8 на исковых требованиях настаивала.
Ответчики Закиров И.Р., Закирова Э.Т., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей (ФИО)3, (ФИО)4, с исковыми требованиями не согласились, просили в иске отказать, ссылаясь на трудное материальное положение и нахождение на иждивении несовершеннолетних детей.
Представитель третьего лица БУ ХМАО-Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Суд постановилвышеизложенное решение, с которым ответчик Закиров И.Р. не согласился. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Ссылаясь на ч.2 ст.103 ЖК РФ, п.42 Постановления Пленума ВС РФ N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", полагает, что не может быть выселен из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Суд необоснованно не принял во внимание представленные ответчиком справки о том, что он состоит в очереди как нуждающийся в жилье в Департаменте по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, а также справку ГУ МЧС России по ХМАО-Югре о том, что он состоит на учете в списках очередности на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Судом не учтено, что трудовые отношения Закирова И.Р. и ГУ МЧС России по ХМАО-Югре прекращены в связи с выходом на пенсию по выслуге срока службы, а также, что он является пенсионером МВД России. Кроме того, в соответствии с п. 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения. Суд не привлек к участию в деле Главное управление МЧС России по ХМАО-Югре.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца (ФИО)8 указала на несостоятельность ее доводов, просила оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Закиров И.Р. настаивал на удовлетворении жалобы, просил отменить решение суда.
Представитель истца (ФИО)8 с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие других участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, заслушав объяснения представителя истца, ответчика Закирова И.Р., заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела, что (адрес), в котором расположена спорная комната (номер), является собственностью ХМАО-Югры на основании распоряжения правительства Тюменской области "Об утверждении перечня объектов государственной собственности Тюменской области, передаваемых в собственность ХМАО-Югры" от (дата) (номер)-рп (свидетельство о государственной регистрации права от (дата)).
(дата) на основании распоряжения Департамента управления делами Губернатора автономного округа от (дата) (номер)-р между Департаментом управления делами Губернатора автономного округа и Закировым И.Р. заключен договор найма служебного жилого помещения, по условиям которого Закирову И.Р. и членам его семьи: Закировой Э.Т. (жена), Закировой К.И. (дочь) во владение и пользование передано жилое помещение - комната (номер) по адресу: (адрес) Договор заключается на период работы, службы в органах государственной власти автономного округа и государственных учреждениях автономного округа, федеральных государственных органах и федеральных учреждениях, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа. Дополнительным соглашением от (дата) в качестве члена семьи нанимателя включена Закирова И.И. (дочь).
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.02.2016 г. N 20-п Департамент управления делами Губернатора ХМАО-Югры реорганизован в Аппарат Губернатора ХМАО-Югры.
Материалами дела подтверждено, что в настоящее время в квартире фактически проживают ответчики.
Судом также установлено, что (дата) Закиров И.Р. уволен из ГУ МЧС России по ХМАО-Югре по п."В" ч.1. ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года N4202-1.
Суд, исходя из того, что Закиров И.Р. со службы уволен, к категории лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, установленной ч. 2 ст. 102 ЖК РФ, не относится, руководствуясь указанными нормами, правильно пришел к выводу о прекращении договора найма служебного жилого помещения и удовлетворил исковые требования о выселении ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, находит его правильным.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст. 101 Жилищного кодекса РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Согласно ч.1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и части 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 указанной статьи не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений. Прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Доказательства того, что Закиров И.Р. состоял или состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, в материалах дела отсутствуют.
Подлежат отклонению ссылки истца на положения Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897,
Согласно п. 4 ст. 8 данного Федерального закона категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 217 от 16 марта 2013 года, специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
В п. 2 Правил предусмотрено, что специализированный жилищный фонд органов (учреждений) состоит из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за органами (учреждениями).
Между тем спорное помещение не относится к федеральной собственности, не было передано и закреплено на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по ХМАО-Югре. Таким образом, указанные в апелляционной жалобе нормы не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.
Тот факт, что Закиров И.Р. состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ГУ МЧС России по ХМАО-Югре под (номер), не может быть принят во внимание, поскольку доказательств тому, что ответчики состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, или в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, не представлено, учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, действующий в системе УМВД России имеет ведомственную принадлежность.
Факт нахождения Закирова И.Р. на учете для предоставления жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования также значения не имеет.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ Закиров И.Р. не представил доказательств, подтверждающих, что его семья сохранила право пользования спорным жилым помещением и не может быть выселена из него.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о выселении ответчиков из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку в связи с увольнением Закирова И.Р. из органов внутренних дел у ответчиков прекратилось право пользования занимаемым жилым помещением.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку выводов суда первой инстанции не опровергают, а направлены на несогласие с принятым решением, вынесенным на основании всестороннего, полного и объективного исследования доводов сторон и представленных доказательств, которым в решении дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ. Ссылок на нарушение норм процессуального права, которые влекут безусловную отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 06 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Данилов А.В.
Судьи
Беспалова В.В. Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.