Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Данилова А.В.,
судей Беспаловой В.В., Решетниковой О.В.
при секретаре Земеровой К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Пыть-Яха ХМАО - Югры, в интересах (ФИО)1 к МКУ администрации (адрес) (ФИО)3 о признании незаконным распоряжения и о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации города Пыть-Яха
на решение Пыть-Яхского городского суда от 20 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Удовлетворить исковое заявление прокурора г. Пыть-Яха ХМАО - Югры (ФИО)1 к МКУ администрации г. Пыть- Яха ХМАО - Югры о признании незаконным распоряжения и о предоставлении жилого помещения.
Признать незаконным распоряжение главы МКУ администрации г.Пыть-Яха ХМАО - Югры от (дата) (номер)-ра "Об исключении из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений", которым (ФИО)1 исключён из списка детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г. Пыть-Яха.
Возложить на МКУ администрацию г. Пыть-Яха ХМАО - Югры обязанность предоставить (ФИО)1, (дата) г.р., благоустроенное, изолированное жилое помещение, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории (адрес) (ФИО)3".
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., объяснения прокурора Ромащева А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика администрации г.Пыть-Яха (ФИО)7, поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Пыть-Яха обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что (дата) распоряжением главы Муниципального казенного учреждения администрации г. Пыть-Яха ребёнок, оставшийся без попечения родителей, (ФИО)3 (ФИО)21. был исключён из списка на получение специализированного жилого помещения, для лиц указанной категории, поскольку ранее ему оказана государственная поддержка в форме субсидии на приобретение жилого помещения. Вместе с тем, данная субсидия не бесплатная, предоставлялась опекуну (ФИО)3 (ФИО)22 а не опекаемому ребёнку и последний не является собственником жилья.
Прокурор просит суд признать незаконным распоряжение главы Муниципального казенного учреждения администрации (адрес) от (дата) (номер)-ра об исключении (ФИО)23 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Возложить на ответчика обязанность предоставить (ФИО)3 (ФИО)24 благоустроенное, изолированное жилое помещение, общей площадью не менее 18 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в г. Пыть-Яхе.
В судебном заседании прокурор (ФИО)8, опекун (ФИО)3 (ФИО)25 и представитель истца (ФИО)9, настаивали на удовлетворении требований, согласно доводам и основаниям изложенным в иске.
Представители ответчика администрации г. Пыть-Яха (ФИО)10 и (ФИО)11 исковые требования не признали по следующим основаниям.
Во исполнение договора о долевом строительстве жилой площади, заключенного (дата) между департаментом по собственности г. Пыть-Яха и (ФИО)3 (ФИО)26. бюджет (ФИО)3 оплатил "данные изъяты" % стоимости жилого помещения. При этом, размер долевого участия дольщика "данные изъяты"%. Поскольку жилое помещение предоставлялось дольщику (ФИО)27 на состав семьи "данные изъяты" человек, включая опекаемого (ФИО)3 (ФИО)28 соответственно ему оказана государственная поддержка в форме субсидии.
Извещённый о времени и месте разбирательства (ФИО)3 (ФИО)29
в процесс не явился. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие (ФИО)30
Пыть-Яхский городской суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Пыть-Яха просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Требования мотивирует тем, что в рамках Целевой программы ХМАО "Ликвидация жилого фонда с неблагоприятными экологическими характеристиками в ХМАО", (ФИО)3 (ФИО)31 было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес)-Ях, (адрес), на состав семьи "данные изъяты" человек по норме предоставления 18 квадратных метров на человека. Размер государственной субсидии составил "данные изъяты".
Следовательно, (ФИО)3 (ФИО)32. был обеспечен жилой площадью в размере (ФИО)33 квадратных метров.
(ФИО)34 не является нуждающимся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, (ФИО)3 (ФИО)35 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика Администрации города Пыть-Ях в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы.
Прокурор (ФИО)12 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Истец (ФИО)3 Д.Л. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, объяснения прокурора Ромащева А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика администрации г.Пыть-Яха (ФИО)7, поддержавшей апелляционную жалобу,судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста "данные изъяты" лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста "данные изъяты" лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста "данные изъяты" лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Пунктом 1 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2009 года N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным пунктом 2 настоящей статьи, органами опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством автономного округа, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по месту жительства или месту пребывания на территории автономного округа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2009 года N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет; до достижения ими возраста 18 лет в случаях приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста 18 лет в соответствии с законодательством Российской Федерации; если их родители либо единственный родитель признаны судом недееспособными вследствие психического расстройства или умерли, а близкие родственники, установившие над ними опеку, попечительство, не имеют права пользования жилым помещением по договору социального найма либо права собственности на жилое помещение.
При этом, как указано в пункте 3 статьи 5 вышеназванного закона жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список) либо на основании вступивших в законную силу судебных решений.
Согласно части 5 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2009 года N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов и квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, в котором они предоставляются, в размере нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установленной органами местного самоуправления для соответствующего муниципального образования.
Приобретение (строительство) жилых помещений с целью их дальнейшего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам по договорам найма специализированных жилых помещений свыше нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установленной органами местного самоуправления для соответствующего муниципального образования, может осуществляться при условии, что стоимость такого жилого помещения не превысит стоимости 33 квадратных метров общей площади жилого помещения с учетом норматива (показателя) средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в капитальном исполнении в соответствующем муниципальном образовании, утвержденного уполномоченным органом государственной власти автономного округа на третий квартал года, предшествующего году приобретения (строительства) жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
В силу пункта 8 статьи 12, статьи 13 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2009 года N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" органы местного самоуправления на неограниченный срок наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению лицам, указанным в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договором найма специализированных жилых помещений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2012 года N 559-п, заключение договора найма специализированного жилого помещения осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, распоряжением главы Муниципального казенного учреждения администрации г. Пыть-Яха от (дата) (номер)-ра, в связи с отсутствием попечения со стороны родителей, над (ФИО)2 (позднее - (ФИО)3 (ФИО)37 (дата) г.р., установлена опека. Опекуном назначена (ФИО)3 (ФИО)36.( "данные изъяты").
Распоряжением главы Муниципального казенного учреждения администрации г. Пыть-Яха от (дата) (номер)-ра (ФИО)3 (ФИО)38 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения ( "данные изъяты"
Распоряжением главы Муниципального казенного учреждения администрации г. Пыть-Яха от (дата) (номер)-ра (ФИО)3 (ФИО)39 исключён из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения ( "данные изъяты"
Основанием для исключения явилось то, что (ФИО)3 (ФИО)40 получал ранее государственную поддержку в форме субсидии на приобретение жилого помещения, согласно ст. 5 Закона ХМАО - Югры "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в ХМАО - Югре".
(ФИО)3 (ФИО)41. зарегистрирован в (адрес) (адрес) (адрес) (дата) ( "данные изъяты").
Согласно договора о долевом строительстве от (дата), договор заключен между Департаментом по собственности г.Пыть-Ях и (ФИО)3 (ФИО)42 департамент по собственности г.Пыть-Ях привлек средства дольщика на строительство (адрес) (адрес) на условиях выделения в собственность дольщику "данные изъяты" комнатной (адрес) площадью "данные изъяты" кв.м., размер долевого участия дольщика составляет "данные изъяты" % от фактической стоимости строительства( "данные изъяты").
Дополнительным соглашением от (дата) к договору (номер) изменен размер оставшейся доли вклада с "данные изъяты". на "данные изъяты". и т.д.( "данные изъяты").
Дополнительным соглашением (номер) определена стоимость строительства квартиры в размере "данные изъяты" руб., из расчета "данные изъяты" руб. за "данные изъяты" кв.м. площади, размер долевого участия дольщика составляет "данные изъяты" % от стоимости строительства квартиры, т.е. "данные изъяты" руб. за "данные изъяты" кв.м., за "данные изъяты" кв.м. по социальной норме на семью дольщика, что составляет "данные изъяты" руб. Остальные "данные изъяты" кв.м. дольщик оплачивает по "данные изъяты" % стоимости, что составляет (ФИО)43 руб. Итого размер долевого участия дольщика составляет "данные изъяты" руб.
Договор дополнен п.1.4 следующего содержания: "Бюджет Ханты-Мансийского округа, согласно Целевой Программе ХМАО "Ликвидация жилого фонда с неблагоприятными экологическими характеристиками в Ханты-Мансийском автономном округе" предоставляет муниципальному образованию г.Пыть-Ях безвозмездную субсидию на строительство в размере "данные изъяты"% ( "данные изъяты" руб.) стоимости строительства квартиры из расчета социальной нормы, которая перераспределяется дольщику. Бюджет муниципального образования г.Пыть-Ях предоставляет дольщику безвозмездную субсидию на строительство в размере "данные изъяты"% (номер) руб.) стоимости строительства квартиры."
Договор дополнен пунктом 7.6: " (ФИО)3 Л.Н., (ФИО)3 А.Л,, (ФИО)3 В.Л., (ФИО)2 (дата) г.р. имеют право регистрации и право проживания в (адрес) (адрес) (адрес)-Ях".( "данные изъяты").
(ФИО)3 Н.В. является собственником (адрес) в (адрес) общей площадью "данные изъяты" кв.м.( "данные изъяты").
(ФИО)2 (дата) года рождения переменил фамилию с " (ФИО)2" на " (ФИО)3" и отчество с " (ФИО)5" на " (ФИО)4", что подтверждается свидетельством о перемене имени от (дата) ( "данные изъяты").
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, так как опекуну (ФИО)3 (ФИО)44 предоставлялась субсидия в размере 30 % от стоимости строительства квартиры, (ФИО)3 (ФИО)46. является собственником построенной квартиры, (ФИО)3 (ФИО)45. государственная поддержка, связанная с бесплатным предоставлением жилого помещения не предоставлялась, (ФИО)3 (ФИО)47. незаконно исключен из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия согласна с выводом суда, считает его правильным, поскольку жилым помещением специализированного жилищного фонда (ФИО)3 (ФИО)48 не обеспечен.
Доводы апеллянта о том, что (ФИО)3 (ФИО)49. имеет жилое помещение и не является нуждающимся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда судебная коллегия считает несостоятельными, так как доказательств в подтверждение указанных доводов в суд ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене постановленного судом решения, так как не опровергают правильность выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, которую судебная коллегия находит обоснованной.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пыть-Яхского городского суда от 20 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Пыть-Яха - без удовлетворения.
Председательствующий: Данилов А.В.
Судьи: Беспалова В.В.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.