Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Данилова А.В.,
судей: Решетниковой О.В., Беспаловой В.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации (адрес) к Сабурову И.В. о приведении жилого помещения в прежнее состояние,
по апелляционной жалобе Сабурову И.В. на решение Октябрьского районного суда от 05 мая 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования администрации Октябрьского района к Сабурову И.В. о приведении жилого помещения в прежнее состояние - удовлетворить.
Возложить на Сабурову И.В. обязанность в срок 30 суток с момента вступления решения суда в законную силу привести принадлежащее ему жилое помещение по (адрес)-Югры в прежнее состояние, существовавшее до проведения самовольного переустройства путем демонтажа установленного газового оборудования.
Взыскать с Сабурову И.В. в доход бюджета (адрес) денежные средства в размере "данные изъяты" (шесть тысяч) рублей в счет уплаты государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., судебная коллегия,
установила:
(адрес) обратилась в суд с иском к Сабурову И.В., в котором просила обязать ответчика привести жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, расположенное по (адрес) ХМАО-Югры в прежнее состояние. В обоснование иска указано, что в ходе мероприятий, проведенных Няганским отделом инспектирования Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры, было установлено, что ответчиком выполнено автономное отопление жилого помещения при помощи установки газового оборудования.
Органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений, является администрация Октябрьского района в соответствии с соглашением о передаче полномочий органам местного самоуправления с администрацией сельского поселения Унъюган.
Согласно административному регламенту, предоставление муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", утвержденного постановлением администрации Октябрьского района от 29 ноября 2011 года N 3689, исполнителем муниципальной услуги является отдел по вопросам архитектуры, градостроительства администрации Октябрьского района, которым в адрес ответчика было направлено письмо о необходимости приведения жилого помещения в прежнее состояние в срок до 25 декабря 2015 года. По результатам проведенного 26 февраля 2016 года осмотра жилого помещения установлено, что оно в первоначальное состояние не приведено.
В судебное заседание стороны, будучи надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили, об отложении судебного разбирательства вопрос не ставили. Истец в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Судом постановленовышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Сабуров И.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что он является собственником жилого помещения. В период с 27.07.2015 г. им проведены работы по переоборудованию системы отопления, и этим же числом написано заявление в Управляющую компанию об отказе пользования общей системой отопления. Для выполнения работ им были привлечены специалисты.
Переоборудование системы было проведено без нарушения строительных норм, санитарно-эпидемиологических правил, требования пожарной безопасности, не нарушая прав и законных интересов других лиц. Однако, при обращении в Администрацию ему было указано на необходимость привести квартиру в первоначальное состояние.
Указал, что причиной перепланировки системы отопления послужило постоянное пользование дополнительным отопление (обогревателями), так как в квартире постоянно было холодно и сыро. При этом, дом не оснащен горячей водой, при пользовании газовым отоплением все указанные проблемы были решены, иные соседи также изъявили желание последовать примеру ответчика и сменить систему отопления с центральной на автономную.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес).
Из письма Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры (л.д.5-6) следует, что в рамках поступающих многочисленных обращений граждан, проживающих в многоквартирных многоэтажных домах, в которых собственники выполняют автономное отопление своих жилых помещений при помощи установки газового оборудования, выявлен факт выполнения автономного отопления в спорной квартире.
Ответчик привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.7.21 КоАП РФ (л.д.42, 43).
Из представленных документов следует, что истцу, в рамках соглашения о передаче полномочий органам местного самоуправления от 24 декабря 2015 года переданы от администрации сельского поселения Унъюган полномочия, в том числе по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений (л.д.10, п.3.4).
В рамках переданных полномочий истец направил в адрес ответчика уведомление о приведении в срок до 25 декабря 2015 года спорного жилого помещения в прежнее состояние, которое было им получено (л.д.7, 8, 9), но не исполнено.
Обратившись к истцу с вопросом согласования переустройства спорного жилого помещения, ответчик получил отказ в связи с тем, что переустройство жилого помещения уже выполнено без соответствующего разрешения (л.д.37, 41).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации право на жилище и его безопасность, необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, сохранность жилищного фонда и использование жилых помещений по назначению обеспечиваются в соответствии с жилищным законодательством органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Согласно части 10 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений (пункт 7 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Частями 1 и 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения о согласовании переустройства, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, установка газового котла в силу положений статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации является переустройством квартиры, в связи с чем, необходимо согласовывать такой переход с органом местного самоуправления.
Пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (далее Правила), переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2 Правил).
В пункте 1.7.3 Правил указано, что перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
Согласно проекту газоснабжения, составленному ИП Пидсадней О.С., отвод продуктов сгорания газа и забор воздуха предусмотрен через фасадную несущую стену жилого дома (л.д.68).
Из проекта газоснабжения усматривается, что одним из его условий является вывод газохода через наружную стену посредством производства отверстия, то есть в данном проекте переустройства задействуется общее имущество собственников многоквартирного жилого дома путем выведения трубы газохода на наружную стену, поэтому в силу положений пункта 1 статьи 247 ГК РФ, пункта 2 статьи 36 ЖК РФ такое переустройство возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу положений статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим кодексом. Указанная норма подлежит применению с учетом специальных норм.
Решение вопроса о переустройстве должно быть принято с учетом положений закона об общей собственности жильцов многоквартирного дома и требований, содержащихся в подзаконных актах, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения.
Из заявления усматривается, что при установке газового котла затронута система центрального отопления (л.д.32,33).
В соответствии с частью 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в жилом помещении (доме) граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, быть согласованным с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение, а также с собственниками жилья в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Согласно пункту 6.5.5 СП 60.13330.2012 "Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003" выбросы дымовых газов следует предусматривать через коллективные дымовые каналы (трубы) выше кровли здания. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора через наружные стены (в том числе через окна, под балконами и лоджиями) в жилых многоквартирных домах не допускается.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, принимая во внимание, что ответчиком согласие собственников многоквартирного дома о возможности переустройства и установки газового котла в спорной квартире получено не было, газоиспользующее оборудование по существу является источником повышенной опасности, представляя потенциальную опасность возникновения пожара, взрыва, и как следствие, причинение вреда жизни и здоровью людей, а также крупного материального ущерба, а установка газового оборудования в жилом помещении создает реальную угрозу и опасность жильцам дома, с которыми в установленном порядке монтирование газового оборудования и переход на автономное газовое отопление не согласованы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что основания для удовлетворения иска в данном случае имеются.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат данных о необоснованности и незаконности решения суда.
Судебная коллегия считает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность и законность решения суда, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда от 05 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сабурову И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Данилов А.В..
Судьи: Решетникова О.В.
Беспалова В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.