Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте о назначении пенсии,
по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте на решение Сургутского городского суда от 19.04.2016 г., которым постановлено:
признать незаконным решение (номер) от (дата) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении досрочной страховой пенсии.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте включить в стаж работы (ФИО)1 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с (дата) по (дата) в "данные изъяты"; с (дата) по (дата) в "данные изъяты"; с (дата) по (дата) в "данные изъяты"; с (дата) по (дата) в "данные изъяты".
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте назначить (ФИО)1 досрочную страховую пенсию с (дата).
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте в пользу (ФИО)1 уплаченную государственную пошлину "данные изъяты" руб., расходы на оплату услуг представителя "данные изъяты" руб., расходы на оплату услуг нотариуса "данные изъяты" руб.
Отказать в удовлетворении остальной части требований.
Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратилась в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что (дата) истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". На основании решения (номер) от (дата) истцу отказано в назначении пенсии в виду отсутствия необходимого стажа работы в МПКС. Ответчик не включил в специальный стаж периоды работы истца кассиром с (дата) по (дата) в "данные изъяты"; с (дата) по (дата) в "данные изъяты"; с (дата) по (дата) в "данные изъяты"; с (дата) по (дата) в "данные изъяты", поскольку в выписке из лицевого счета не указан код территориальных условий. Просит признать незаконным решение ответчика, обязать включить спорные периоды в специальный стаж работы в МПКС, назначить страховую пенсию с (дата), взыскать судебные расходы.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте оспаривает законность и обоснованность решения. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от (дата) N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы с даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования учитываются по данным индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета стаж истца в МПКС составляет 7 лет 3 месяца 8 дней, код территориальных условий труда в выписке не указан. Суд не учел, что при условии включения спорных периодов работы стаж МПКС истца составит 13 лет 2 месяца 25 дней, что недостаточно для досрочного назначения пенсии. Кроме того, суд неправильно определилдату назначения пенсии с (дата).
В возражениях на апелляционную жалобу (ФИО)1 указывает на несостоятельность изложенных в ней доводов.
В суде апелляционной инстанции представитель истца (ФИО)4 просила оставить без изменения решение суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
(дата) (ФИО)1 ( (дата) г.р.) обратилась за назначением досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Ответчиком принято решение от (дата) (номер) об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы в МПКС.
Отказывая в удовлетворении заявления, ответчик исходил из того, что для назначения досрочной пенсии в 52 года истец должен иметь:
страховой стаж - 20 лет
стаж работы в МПКС - 12 лет.
По мнению ответчика, истец имеет страховой стаж 21 год 27 дней, стаж работы в МПКС - 7 лет 3 месяца 8 дней.
В специальный стаж работы в МПКС не включены периоды работы истца с (дата) по (дата) в "данные изъяты", с (дата) по (дата) в "данные изъяты", с (дата) по (дата) в "данные изъяты"", с (дата) по (дата) в ООО "данные изъяты", так как в выписке из лицевого счета заявителя не указан код территориальных условий труда.
В соответствии со ст. 8, 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору.
Согласно ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в т.ч. о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
(ФИО)1 зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования (дата).
Статья 14 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предполагает участие застрахованного лица в представлении работодателем в Пенсионный фонд РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Работодатели истца прекратили деятельность: "данные изъяты" - (дата), "данные изъяты" - (дата), "данные изъяты" - (дата), "данные изъяты" - (дата), поэтому истец не имеет возможности урегулировать в ином порядке вопрос о корректировке сведений индивидуального персонифицированного учета.
Истец, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета, не имел возможности обеспечить предоставление соответствующих сведений работодателем.
Таким образом, отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд РФ кода территориальных условий труда, не влечет для истца неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения.
Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Записи в трудовой книжке в совокупности с представленными в дело справками "данные изъяты" от (дата), "данные изъяты" от (дата), "данные изъяты" от (дата), "данные изъяты" от (дата) подтверждают трудовую деятельность истца в спорные периоды в МПКС. Ответчик не оспаривает достоверность указанной информации.
Подлежит отклонению возражение апеллянта о том, что с учетом спорных периодов специальный стаж работы истца в МПКС 13 лет 2 месяца 25 дней будет недостаточным для назначения пенсии, поскольку в ходе производства по делу и в самой апелляционной жалобе ответчик указывал на необходимый стаж работы в МПКС - 12 лет (л.д. 123).
В соответствии с п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции установилдату начала назначения пенсии со дня обращения истца (дата)
Учитывая предусмотренный п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ пропорциональный порядок снижения возраста для назначения пенсии и принимая во внимание наличие у истца не менее 1 года 2 месяцев 25 дней специального стажа работы в МПКС сверх указанного апеллянтом необходимого 12 летнего стажа - решение суда не подлежит изменению в части установления даты назначения пенсии.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда от 19.04.2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Ишимов А.А.
Судьи
Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.