Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2015 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 марта 2016 года, вынесенные в отношении юридического лица? открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Службы по контролю и надзору в сфере окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 ноября 2015 года, оставленным без изменений решением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2015 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 марта 2016 года, юридическое лицо? открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенными в отношении Общества постановлением и решениями по делу, Логиновская Л.А. обратилась с жалобой на вступившее в законную силу постановление в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В своей жалобе просит состоявшиеся постановление и решения отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы свидетельствует об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет назначение административного наказания.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право, в частности на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В области реализации соответствующих экологических прав действуют общие (вытекающие из законодательства об информации, о государственной тайне и т.п.) и специфические (природоохранные, природоресурсные) информационные требования. Предусмотренные в природоохранном, административном и ином законодательстве Российской Федерации предписания об информации служат правовой базой для реализации экологических прав и формирования благоприятных природных условий жизни граждан.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.
Немедленное оповещение соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления об аварийных разливах нефти и нефтепродуктов предусмотрено также Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года N 240.
Кроме того, в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия Правительство Российской Федерации постановило органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления утвердить требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613).
Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации, с учетом климатических, географических и иные особенностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Постановлением Правительства автономного округа от 14 января 2011 года N 5-п утверждены, в том числе схема оповещения организациями контролирующих органов по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях (приложение N 4), типовая форма оперативного сообщения об аварии (приложение N 8), и типовая форма сведений об аварии на трубопроводе (приложение N 9).
Согласно утвержденным формам, организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение нефти, нефтепродуктов, газового конденсата на территории автономного округа обязаны направлять в уполномоченные федеральные службы и уполномоченные службы автономного округа, согласно схеме оповещения организациями контролирующих органов по фактам аварий (инцидентов) на предприятиях, связанных с разливами нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, в том числе, которые могут привести к ЧС в срок не позднее 24 часов с момента обнаружения разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды сведения по форме оперативного сообщения об аварии (приложение N 8), и в срок не позднее трех суток с момента окончания технического расследования причин аварии по форме в соответствии с приложением N 9? в Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа.
При рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено, что 11 сентября 2015 года в адрес Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступило сообщение о разливе нефти (исх. N (номер) от 09 сентября 2015 года открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз"), произошедшем 08 сентября 2015 года в районе скважины N (номер) "данные изъяты" месторождения нефти открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз", в котором отсутствовала полная информация о произошедшем инциденте, согласно приложению N 8 Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2011 года N 5-п, а именно не представлены GPS-координаты в системе координат Пулково 1942г., градусы, минуты, секунды (широта и долгота инцидента), не указана категория земель участка, на котором произошел инцидент.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также его виновность, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении; сообщением о разливе нефти.
Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Законность и обоснованность постановления должностного лица о назначении административного наказания проверены судьей городского суда, а также судьей суда автономного округа с соблюдением требований статей 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, поскольку им были выполнены требования Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03 марта 2003 года N 156, по существу сводятся к переоценке установленных при рассмотрении дела обстоятельств, оснований для которой не имеется.
Кроме того, из содержания упомянутого нормативно-правового акта Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации следует, что организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в случаях аварийных разливов информируют по установленному названным приказом образцу соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России.
По смыслу Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, названная Служба не является территориальным органом Министерства.
Утверждение заявителя о нарушении правил подведомственности при рассмотрении дела об административном правонарушении уже было предметом проверки предыдущих судебных инстанций, оно было опровергнуто по основаниям, изложенным в соответствующих решениях.
В соответствии с пунктом 5.1 Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2011 года N 5-п, сбор информации об аварийности (инцидентах) на трубопроводах от организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, согласно приложениям N 8, 9 к названному Постановлению, возложен на Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как на орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющий функции по региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами) и федеральному государственному надзору в области лесных отношений.
Согласно статьям 23.29, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции вправе возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поводом для возбуждения в отношении открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" рассматриваемого дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не противоречит положениям статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах состоявшиеся постановление и решения сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Службы по контролю и надзору в сфере окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 ноября 2015 года, решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2015 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 марта 2016 года, вынесенные в отношении юридического лица? открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,? оставить без изменения, жалобу Логиновской Л.А., действующей на основании доверенности в качестве защитника открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" ? без удовлетворения.
Председатель
суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры В.К.Бабинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.