Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Штолинский А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" Хрипченко А.И. на решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 марта 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Самотлорнефтегаз", расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, (адрес),
установил:
постановлением старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 11 декабря 2015 года, юридическое лицо - ОАО "Самотлорнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.
Решением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 марта 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе представитель открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" Хрипченко А.И., просит решение судьи Нижневартовского городского суда отменить, производство по делу прекратить. Считает, что обществом выполнены действия по оповещению в установленном порядке соответствующих органов государственной власти о фактах разливов нефти и нефтепродуктов, в связи с чем в их действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения решения судьи не нахожу.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются граждане, должностные лица и юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законом случаях и сроки.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других, связанных с ним прав.
Согласно ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Под экологической информацией, по смыслу ст. 8.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана своевременного информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии с п.4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в соответствии с названными нормативными актами принято постановление от 14.01.2011 N 5-п "О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры".
Согласно п.1.4 постановления Правительства ХМАО-Югры утверждена схема оповещения организациями контролирующих органов по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях, в том числе, которые могут привести к ЧС(Н) (приложение 4). В данной схеме Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры названа среди контролирующих органов, которые извещаются о данных фактах и ситуациях.
Из материалов дела усматривается, что 23 декабря 2014 г. на Самотлорском месторождении при эксплуатации нефтесборного трубопровода к. 1650 - точка врезки к.1529 25 м. от с/з N20 в сторону к.1650, Самотлорского месторождения, ЦДНГ-7 произошел некатегорийный отказ на землях промышленности, координаты места аварии: (Пулкаво 1942) N 61,409656 Е 76,542283, принадлежащем ОАО "Самотлорнефтегаз", произошла авария.
24 декабря 2014 года юридическое лицо ОАО "Самотлорнефтегаз" в адрес руководителя управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Мишенина Р.И., начальника управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Щербина И.А. направило оперативное сообщение об аварии (инцинденте) ОАО "Самотлорнефтегаз" произошедшей 23 декабря 2015 года по причине наружной коррозии на участке трубопровода.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды.
Для установления факта порчи земель 06 августа 2015 года государственным инспектором Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре при участии представителя АО "Самотлорнефтегаз" был осуществлен осмотр земельного участка согласно предоставленным Обществом географическим координатам места аварии (Пулкаво 1942) N 61,409656 Е 76,542283), в результате которого установлено отсутствие места аварии, нефтесборного трубопровода, признаков наличия коридора коммуникаций и следов технических работ. Согласно замечаниям представителя АО "Самотлорнефтегаз" на протокол осмотра от 06 августа 2015 года на участке, осмотренном согласно предоставленным Обществом координатам, отсутствуют трубопроводы АО "Самотлорнефтегаз".
В соответствии с Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 14.01.2011 N 5-п "О требованиях по разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в случае разлива, в том числе пластовой (подтоварной) воды, установлены требования по оповещению организациями контролирующих органов по указанным фактам, являющихся чрезвычайными ситуациями.
Пунктом 1.8 данного постановления утверждена типовая форма оперативного сообщения об аварии (инциденте) (приложение 8 к постановлению), предусматривающая указание в оперативном сообщении сведений о долготе, широте места аварии (инцидента) в системе координат Пулково 1942г., градусов, минут, секунд (пункт 3 приложения 8).
Таким образом, АО "Самотлорнефтегаз" обязано было при сообщении оперативной информации об аварийном разливе нефти и нефтепродуктов указать достоверные сведения о месте аварии.
Поскольку координаты места аварии, представленные Обществом в оперативном сообщении об аварии (инциденте) на объектах АО "Самотлорнефтегаз" от 23 декабря 2014 года, не отражают достоверную информацию о месте разлива, административный орган пришел к правильному выводу о том, что действия АО "Самотлорнефтегаз" образуют объективную сторону административного правонарушения и верно квалифицированы должностным лицом и судьей городского суда по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы должностного лица и судьи о виновности АО "Самотлорнефтегаз" в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются приведенными в постановлении о назначении наказания и решения судьи доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не согласиться с которой нет оснований.
Доводы жалобы, аналогичны позиции представителей юридического лица в судебном заседании городского суда, были предметом обсуждения и обоснованно опровергнуты, о чем полно и правильно изложено в решении судьи, каких-либо обстоятельств, не исследованных городским судом и влияющих на его выводы, жалоба представителя юридического лица, не содержит.
Учитывая, что АО "Самотлорнефтегаз", нарушило нормы законодательства по охране окружающей среды, оно обоснованно, с учетом требований ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было привлечено к административной ответственности.
Действиям АО "Самотлорнефтегаз" дана правильная юридическая оценка по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание отвечает требованиям ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.9, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 марта 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Самотлорнефтегаз" - оставить без изменения, жалобу представителя открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" Хрипченко А.И. - без удовлетворения.
Судья суда Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры А.С. Штолинский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.