Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Штолинский А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Квадрат" И.В. Вопияшина на постановление начальника отдела УФМС России по ХМАО-Югре в Октябрьском районе от 18 сентября 2015 года и решение судьи Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Квадрат" (далее - ООО "Квадрат"), расположенного по адресу: (адрес)
установил:
постановлением начальника отдела УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в Октябрьском районе от 18 сентября 2015 года общество с ограниченной ответственностью "Квадрат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей за то, что 25.07.2015 года, в 11 часов, в п.г.т. Октябрьское, по ул.Бичинева, 11 (административное здание Октябрьская СОШ), при проверке соблюдения миграционного законодательства, был выявлен факт неисполнения принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, выразившееся в том, что юридическое лицо - ООО "Квадрат", не уведомило орган миграционного учета о прибытии в новое место, расположенное по адресу ул.Бичинева, д.11, п.Октябрьское, Октябрьского района, ХМАО-Югры, гражданина Республики Таджикистана Сафарзода М., тем самым нарушив п.3 ст.20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Решением Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2015 года постановление начальника отдела УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в Октябрьском районе от 18 сентября 2015 года N 01075 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Квадрат" - изменено: снижен размер назначенного административного штрафа до 200000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения, а жалоба законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Квадрат" Вопияшина И.В. - без удовлетворения.
В жалобе директор ООО "Квадрат" Вопияшин И.В. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить. В обоснование доводов указывает, что в действиях ООО "Квадрат" отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как в соответствий с законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", организация вправе поставить иностранного работника на учет по месту пребывания как по месту его фактического нахождения (проживания), так и по юридическому или фактическому адресу ООО "Квадрат", где иностранный гражданин осуществляет свою трудовую деятельность. Кроме того, административным органом при проведении проверки были нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как фактически была проведена проверка юридического лица. Такого вида государственного контроля (надзора) как совместное рейдовое мероприятие ФМС и полицией, законы и подзаконные акты не содержат.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО "Квадрат" Филиппову Е.В., изучив доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица и решение судьи подлежащими отмене.
В соответствии ч.3 ст.7 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Частью 1 ст.20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены данным Федеральным законам или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с п.п. "а" п.2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета.
Место пребывания иностранного гражданина определено в п.4 ч.1 ст.2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" как жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.
К стороне, принимающей иностранного гражданина, относятся находящиеся в Российской Федерации физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность - п. 7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Из содержания данных правовых норм следует, что для целей миграционного учета в качестве места пребывания иностранного гражданина, может быть указано нежилое помещение, являющееся местом нахождения организации, в которой данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.
При этом, исходя из системного толкования этих правовых норм, законодатель не определяет место нахождения нежилого помещения, местом государственной регистрации организации, и оно может находиться в ином месте, в том числе и по месту выполнения организацией работ.
Учитывая вышеизложенное, юридически значимым обстоятельством для освобождения от административной ответственности за проживания иностранного гражданина в месте отличном от места от постановки на миграционный учет по месту пребывания, является осуществление трудовой деятельности иностранным гражданином при наличии у него разрешения на трудовую деятельность в организации, являющейся принимающей стороной данного иностранного гражданина на основании трудового или гражданско-правового договора.
При этом условии, иностранный гражданин не связан определенным местом своего проживания.
Как следует из материалов дела, 24.11.2014 года, гражданин Республики Таджикистан Сафарзода Махмадрозики, прибыл в Российскую Федерацию, с целью осуществления трудовой деятельности имея разрешение на работу.
14.01.2015 года, он заключил гражданско-правовой договор на возмездное оказание услуг монтажника, с обществом с ограниченной ответственностью "Квадрат", по возведению Культурно-досугового центра в п.г.т.Октябрьское, Октябрьского района, ХМАО-Югры, и с 17.01.2015 года состоял на миграционном учете по месту пребывания расположенного по адресу: п.г.т. Октябрьское, Октябрьского района, ХМАО-Югры, ул. Советская, д.13, корпус А, то есть по адресу строящегося Культурно-досугового центра, где им осуществлялись работы по гражданско-правовому договору, и где он проживал.
С 15.06.2015 года, он сменил место жительство и стал проживать по адресу п.г.т.Октябрьское, ул.Бичинева, д.11, в здании Октябрьской средней школы, куда был переселен на основании договора аренды муниципального имущества N 25/15 от 02.05.2015 года, заключенного между ООО "Квадрат" и Комитетом по управлению муниципальной собственностью Октябрьского района. При этом продолжал выполнять работы на том же объекте, в той же организации.
При таких обстоятельствах, у ООО "Квадрат" не возникло обязанности, по уведомлению органов миграционного учета о новом месте жительства иностранного гражданина, т.к. он не сменил своего места пребывания, а следовательно в действиях ООО "Квадрат" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, решение судьи и постановление должностного лица подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.9, п.3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
постановление начальника отдела УФМС России по ХМАО-Югре в Октябрьском районе от 18 сентября 2015 года и решение судьи Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Квадрат", отменить, а производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья суда Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры А.С. Штолинский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.