судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щербакова М.В.,
судей: Будько Е.В., Захаровой С.В.,
при секретаре: Киселевой О.Р.,
с участием: истца Бражного С.В., представителя третьего лица ПАО "Газпром" Зориной К.Г.,
дело по апелляционной жалобе Бражного С.В.
на решение Приокского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу
по иску Бражного С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в Приокском районе г.Нижнего Новгорода о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода работы,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Будько Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бражный С.В. обратился в суд с названными требованиями, в обоснование которых указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.13 п.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии отказано в связи с отсутствием специального стажа работы, с указанием, что работа бортоператора группы авиационного обслуживания права на досрочное пенсионное обеспечение не имеет, поскольку к работникам летного состава гражданской авиации не относится. Указано, что сведения о периодах работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортоператора сданы организацией на его индивидуальный лицевой счет без указания льготной кодировки условий труда; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве бортоператора по проверке магистральных трубопроводов Инженерно-технического центра-филиала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" не представлен организацией на его индивидуальный лицевой счет. С решением ответчика не согласен. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал прибористом в отделе технической диагностики инженерно-технического центра ПТП "Волгогазэнергоремонт" предприятия "Волготрансгаз" РАО "Газпром" на работах по обеспечению магистральных газопроводов с помощью вертолетного лазерного локатора, работал на вертолете МИ-8.С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал инженером ОТД ИТЦ филиала ООО "Волготрансгаз" -ПТУ по ремонту и наладке технологического оборудования "Волгогазэнергоремонт". Должностные обязанности на основании Положения о воздушном патрулировании трасс магистральных газопроводов, конденсатопроводов и продуктопроводов от ДД.ММ.ГГГГ заключались в воздушном патрулировании, периодическом наблюдении, визуальном и с применением специальной аппаратуры, за состоянием отдельных зон, зон минимальных расстояний и объектов газопроводов на вертолете МИ-8. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортоператора по проверке магистральных трубопроводов на вертолете МИ-8 филиала "Волготрансгаз" УТТ и СТ" ОАО "Газпром". С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении аварийно-восстановительных работ - филиале ООО "Газпромтрансгаз Нижний Новгород" ООО "Волготрансгаз". С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в филиале ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" Инженерно-технический центр в Центральной лаборатории неразрушающего контроля и диагностики в должности бортоператора по проверке магистральных трубопроводов. Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ установлены условия труда, которые по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса являются вредными: класс 3.3 - шум, инфразвук, общая вибрация. Выполнял работу бортоператора, который является членом летного экипажа, связанную с вредными условиями труда, что предполагает право на льготный стаж. Списками должностей N предусмотрено, что работниками летного состава являются члены экипажей воздушных судов и летательных аппаратов, без каких-либо изъятий в отношении бортоператоров. Бортоператоры относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна. Основным критерием для определения права на досрочную пенсию является осуществление полетов в составе экипажа воздушного судна независимо от принадлежности к летному либо кабинному экипажу. К экипажу воздушного судна относятся члены экипажа, включая бортоператоров, обслуживающих специальную аппаратуру, имеющих специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации воздушного судна данного типа и оборудования. Членом экипажа воздушного судна является лицо, включенное в задание на полет, назначаемое для выполнения определенных служебных обязанностей по правлению и обслуживанию воздушного судна во время выполнения задания на полет. Экипажем воздушного судна для выполнения авиационных работ является группа специалистов, включающая экипаж гражданского воздушного судна, а также специалистов. Согласно карты условий труда на рабочем месте, начиная с ДД.ММ.ГГГГ выполнял работу по обследованию магистральных газопроводов на вертолете с использованием газового локатора утечек метана. Согласно карты условий труда на рабочем месте указаны факторы производственной среды, в т.ч. вибрация, шум и т.д., продолжительность данных факторов, сумма значений факторов, в связи с чем установлена доплата за условия труда в размере 12% как и другим членам экипажа воздушного судна. Установлены льготные отпуска с учетом вредных условий труда. Каждые два года обязан проходить полное медицинское обследование наряду с летчиками и другими членами экипажа воздушного судна, что необходимо для установления допуска к полетам. Общее число налетов составляет более "данные изъяты" часов. На протяжении всего периода времени работал в составе летного экипажа, находясь в тех же условиях труда, претерпевая все негативные последствия полета. Пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими законами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации. С учетом изложенного бортовые операторы воздушных судов гражданской авиации имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Зарегистрирован в системе персонифицированного учета, сведения о периодах работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сданы организацией на индивидуальный лицевой счет без указания льготной кодировки стажа, что препятствует реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии. Непредоставление работодателем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведений на индивидуальный лицевой счет не может служить основанием к отказу в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Просит признать решение ответчика об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, обязать включить в стаж периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп.13 п.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности прибориста и инженера на вертолете МИ-8 в отделе диагностики ИТЦ Управления Волгогазэнергоремонта ООО "Волготрансгаз" на работах по обеспечению магистральных газопроводов с помощью вертолетного лазерного локатора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве бортоператора по проверке магистральных трубопроводов на вертолете МИ-8 филиала Волготрансгаз ОАО "Газпром, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении аварийно-восстановительных работ филиале ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в филиале ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" ИТЦ в Центральной лаборатории неразрушающего контроля и диагностики в должности бортоператора по проверке магистральных трубопроводов.
Решением Приокского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Бражного С.В. отказано в полном объеме.
В апелляционной Бражного С.В. поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Заявителем жалобы указано, что его должности относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, поэтому в назначении досрочно трудовой пенсии ему отказано неправомерно. В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа. Наставлением по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом министра гражданской авиации СССР N 77 от 08 апреля 1985 г. установлено, что состав экипажа из лиц летного состава указывается в Руководстве по летной эксплуатации воздушного судна, а согласно Руководству по производству полетов в состав экипажа воздушного судна МИ-8 входит командир воздушного судна, 2-ой пилот, штурман, бортинженер, бортмеханик, бортрадист, бортоператор. Работа инженера, прибориста, бортоператора связана с такими вредными и опасными условиями труда как и членов летного экипажа, в связи с чем периоды его работы подлежат включению специальный стаж для назначения досрочно трудовой пенсии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и представитель третьего лица ПАО "Газпром" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение отменить.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии со ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" 1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: 13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.13 п.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях".
В назначении досрочной пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. В решении указано, что бортоператор группы авиационного обслуживания права на досрочное пенсионное обеспечение не имеет, т.к. к работникам летного состава гражданской авиации не относится. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Сведения о периодах работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортоператора сданы организацией на индивидуальный лицевой счет без указания льготной кодировки условий труда. Период работы с 21.02.2014г по 20.04.2015г в качестве бортоператора по проверке магистральных трубопроводов ИТЦ филиала ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" не представлен организацией на индивидуальный лицевой счет. Кроме того, согласно Акту по результатам документальной проверки "Перечня рабочих мест.." по организации "Волготрансгаз" "УТТ и СТ" за N от ДД.ММ.ГГГГ право на досрочное пенсионное обеспечение бортоператорам не установлено.
Согласно представленным документам истец работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прибористом и инженером на вертолете МИ-8 в отделе диагностики инженерно-технического центра Управления Волгогазэнергоремонта ООО "Волготрансгаз" на работах по обследованию магистральных газопроводов с помощью вертолетного лазерного локатора; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортоператора по проверке магистральных трубопроводов на вертолете МИ-8 филиала "Волготрансгаз" ОАО "Газпром"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении аварийно-восстановительных работ - филиале ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в филиале ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" Инженерно-технический центр в Центральной лаборатории неразрушающего контроля и диагностики в должности бортоператора по проверке магистральных трубопроводов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии со ст.ст. 59, 60, 67, 71 ГПК РФ, суд первой инстанции правильно применив нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исходил из того, что в соответствии с пп. "з" п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002г N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, и согласно пп.13 п.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" применяется Список должностей работников летного состава, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г N 459, указанный Список применяется только в системной связи с пп.13 п.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются только те члены экипажа воздушного судна, которые отнесены к летному составу, а вышеназванные должности приборист, инженер, бортоператор к работникам летного состава гражданской авиации не относятся, занятость Бражного СВ. в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, документально не подтверждена, поэтому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Этот вывод мотивирован, подтвержден доказательствами, имеющимися в материалах дела и приведенными в решении суда.
Доводы Бражного С.В., изложенные им в своей апелляционной жалобе, судебной коллегией отклоняются, исходя из следующего.
В соответствии с пп. "з" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В силу п. 3 указанного Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено членам экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
П. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников); состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2).
Конституционный Суд РФ в Определении от 19.03.2009 N 260-О-О разъяснил, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус прибористов, инженеров, и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Исходя из вышеизложенного должности прибориста, инженера, бортоператора бортпроводника не входят в летный состав гражданской авиации, как того требуют положения п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, следовательно, суд первой инстанции обоснованно не включил спорные периоды работы истца в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с данным пунктом, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Внимание заявителя апелляционной жалобы также обращается на то обстоятельство, что локальные акты ОАО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", ООО Авиапредприятие "Газпромавиа", протоколы и карты оценки условий труда не могут являться подтверждением наличия права истца на досрочную пенсию, их содержание не может в нарушение нормативно-правовых актов высшего органа исполнительной власти определять характер условий труда по соответствующей должности.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно указано, что не представлено документов, указывающих на принадлежность организации, в которой протекала трудовая деятельность истца, к гражданской авиации. Более того, работодателем истца сведения о периодах его работы в должностях прибориста, бортоператора сданы на индивидуальный лицевой счет без указания льготной кодировки условий труда.
При таких обстоятельства, исковые требования Бражного С.В. о признании решения ГУ УПФ РФ в Приокском районе г.Н.Новгорода незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп.13 п.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" правомерно судом первой инстанции отклонены.
Иных доводов, которые влияли бы на правильность принятого судебного постановления, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по настоящему делу судебной коллегией не установлено.
Таким образом, решение основано на представленных сторонами доказательствах, исследованных и оцененных судом, по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом правильного определения предмета доказывания и распределении бремени доказывания по смыслу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приокского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.