Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербакова М.В.,
судей Захарова СВ, Будько Е.В.,
при секретаре Киселевой О.Р.,
с участием Бурунов ВМ, представителей ГКУНО "УСЗН города Дзержинска" Мижерицкой И.А., Лазаревой Ю.В. (по доверенностям),
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Захарова СВ
дело по апелляционной жалобе Бурунов ВМ, возражениям на нее
на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 07 июля 2016 года
по иску Бурунов ВМ к ГКУНО "УСЗН города Дзержинска" о признании незаконным отказа от социальной защиты,
УСТАНОВИЛА:
Бурунов ВМ обратился в суд иском к ГКУНО "УСЗН города Дзержинска" о признании незаконным отказа от социальной защиты.
Исковые требования Бурунов ВМ мотивированы тем, что он принимал участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, и в соответствии со статьями 2, 4 Федерального закона "О ветеранах" признан участником Великой Отечественной войны и пользуется льготами, установленными статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах".
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Управление социальной защиты населения города Дзержинска Нижегородской области с требованием признать его участником Великой Отечественной войны в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 года N133-З и, соответственно, предоставить ему льготы, предусмотренные данным законом.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения города Дзержинска Нижегородской области истцу было отказано в удовлетворении его заявления. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что истец состоит на учете в органе социальной защиты как участник боевых действий, а не как участник Великой Отечественной войны.
С данным отказом истец не согласен, поскольку он признан ветераном Великой Отечественной войны, и ему выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, в соответствии с которым он имеет право на льготы. Согласно приложению к Федеральному закону "О ветеранах" на лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах". Соответственно, участники боевых действий в Венгрии 1956 года по правам и материально-бытовым льготам приравнены к участникам Великой Отечественной войны.
Согласно подпункту "г" пункта 2.1 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, утвержденной Постановлением Минтруда РФ N69 от 11.10.2010 года, лицам, указанным в разделе 1 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, выдаются удостоверения участников Великой Отечественной войны, либо удостоверения ветеранов Великой Отечественной войны с отметкой о праве на льготы.
ДД.ММ.ГГГГ Дзержинским Горвоенкоматом истцу было выдано удостоверение как участнику Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения данное удостоверение было заменено на удостоверение серии ВВ N, в соответствии с которым он имеет право на льготы, установленные статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах".
Статьей 1 Закона Нижегородской области N133-З установлены дополнительные меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Закона N133-З имеют право на меры социальной поддержки инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Таким образом, истец, как приравненный к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", должен быть внесен в одну из категорий участников Великой Отечественной войны в соответствии с Законом Нижегородской области.
Ответчик отказывает истцу в просьбе приравнять его к участникам Великой Отечественной войны в соответствии с Законом Нижегородской области, ссылаясь на то, что указанный Закон устанавливает дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Нижегородской области, к которым истец якобы не относится. Однако Закон Нижегородской области не содержит положений о том, что его действие распространяется не на всех ветеранов Великой Отечественной войны, участником боевых действий он не является.
На основании изложенного истец Бурунов ВМ просил суд признать незаконным отказ ГКУ Нижегородской области "Управлением социальной защиты населения города Дзержинска" от ДД.ММ.ГГГГ приравнять его к категории ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 года N133-З, признать за ним право на получение льгот в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 года N133-З.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 07 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований Бурунов ВМ отказано.
В апелляционной жалобе Бурунов ВМ просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Истец указывает, что согласно норм ФЗ "О ветеранах" имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Нижегородской области от 29.11.2004 года N133-З, в связи с чем его исковые требования подлежали удовлетворению.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГКУНО "УСЗН города Дзержинска" просит решение суда оставить без изменения, жалобу истца - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы Бурунов ВМ, изученным материалам дела не имеется.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N89-О от 04 апреля 2006 года, Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 ст. 2.
Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии со статьей 2 указанного закона ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В данный перечень не включены участники боевых действий в Венгрии 1956 года.
Статьей 3 этого же закона определены категории лиц, относящиеся к ветеранам боевых действий. Так, в силу подпункта 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
При этом согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
В Разделе I указанного Перечня, который является приложением к Федеральному закону "О ветеранах", указаны и боевые действия в Венгрии в 1956 году.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" относит лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, к категории ветеранов боевых действий.
Согласно положению, содержащемуся в Разделе II Приложения к указанному федеральному закону, на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II Перечня, распространяется действие статьей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах", то есть норм, определяющих статус ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
Следовательно, законодатель приравнял к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий, указанных в разделах I и II Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, предоставив им единый статус и определив объем мер предоставляемой социальной поддержки.
Между тем, приравнивание ветеранов и инвалидов боевых действий по предоставляемым мерам социальной поддержки к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны не отождествляет их между собой в полном объеме.
При этом действующая система предоставления мер социальной поддержки указанным категориям граждан основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемой инвалидам и участникам ВОВ, определен в ст. 14 и 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" и включает различные льготы материально-бытового характера.
В силу п. 1 ст. 10 указанного Закона, меры социальной поддержки, установленные ст. 14 - 19 и 21 Закона и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовыми актами правительства РФ, являются расходными обязательствами РФ.
В дополнение к мерам социальной поддержки, предусмотренным ст. 14 - 19 и 21 данного Федерального закона, субъекты РФ могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с п. 3 ст. 10 указанного ФЗ, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Так, Законом Нижегородской области от 29.11.2004 года N133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов" установлены дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Нижегородской области, направленные на повышение их качества жизни и социального статуса, за счет средств областного бюджета.
При этом, согласно статьи 1 данного Закона Нижегородской области, к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, относятся:
1) инвалиды Великой Отечественной войны из числа:
а) военнослужащих, проходивших военную службу либо временно находившихся воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии; партизан; членов подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР; рабочих и служащих, работавших в районах боевых действий, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
б) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов, отрядов защиты народа, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;
в) лиц, привлекавшихся органами Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;
2) участники Великой Отечественной войны из числа:
а) военнослужащих, проходивших военную службу либо временно находившихся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии период гражданской войны, Великой Отечественной войны, а также партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период гражданской и Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;
б) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, проходивших в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях;
в) лиц вольнонаемного состава армии и флота, войск м органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавших в период Великой Отечественное войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии либо находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях;
г) сотрудников разведки, контрразведки и других лиц, выполнявших специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств в период Великой Отечественной войны;
д) работников предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенных в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих и рядах Красной Армии, и выполнявших задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работников учреждений и организаций, корреспондентов центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоров Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированных в период Великой Отечественной войны в действующую армию;
е) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавших участие в боевых операциях, по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лиц, принимавших участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;
ж) лиц, принимавших участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных, групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;
з) лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;
3) участники Великой Отечественной войны из числа:
а) военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев;
б) военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
4) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда":
5) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.
6) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные о начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
Участники боевых действий в Венгрии в 1956 году в Законе Нижегородской области от 29.11.2004 г. N133-З не поименованы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Бурунов ВМ состоит на учете в ГКУ НО "Управление социальной защиты населения города Дзержинска" с 2000 года по категории "участник Великой Отечественной войны" в связи с участием в боевых действиях в Венгрии в 1956 году. Постановка на учет произведена на основании удостоверения, выданного ДД.ММ.ГГГГ Дзержинским Городским военным комиссариатом. Впоследствии истцу произведена замена удостоверения на удостоверение по категории "ветеран Великой Отечественной войны" серии ВВ N от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым установлено его право на льготы, предусмотренные статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах".
ДД.ММ.ГГГГ истец Бурунов ВМ обратился в ГКУ НО "Управление социальной защиты населения города Дзержинска" с заявлением, в котором просил приравнять его к участникам Великой Отечественной войны в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 Закона Нижегородской области N133-З от 29.11.2004 года "О социальной поддержке ветеранов" и предоставить ему льготы, предусмотренные для указанных категорий ветеранов Великой Отечественной войны.
Письмом ГКУ НО "Управление социальной защиты населения города Дзержинска" от ДД.ММ.ГГГГ истцу Бурунов ВМ отказано в предоставлении льгот, предусмотренных Законом Нижегородской области от 29.11.2004 года N133-З "О социальной поддержке ветеранов", с чем истец не согласен.
Основанием для отказа послужил достоверно установленный факт участия Бурунов ВМ в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, а не в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., что, по мнению ответчика, не дает право Бурунов ВМ право на получение дополнительных мер социальной поддержки, установленных Законом Нижегородской области от 29.11.2004 года N 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов".
Отказывая в удовлетворении исковых требований Бурунов ВМ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законодатель, наделяя ту или иную, указанную в Законе "О ветеранах", категорию лиц льготами, что и участников Великой Отечественной войны, вместе с тем не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Истец, как участник боевых действий в Венгрии 1956 года, не относится к категории лиц, перечисленных в пунктах 1 и 2 статьи 1 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 года N133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов", а потому не имеет права на предоставление ему мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета в рамках реализации данного закона субъекта РФ.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они в полной мере соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Бурунов ВМ, являясь участником боевых действий в Венгрии 1956 года и полагая, что введенные Законом Нижегородской области от 29.11.2004 года N133-З дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, в перечень которых он не включен, нарушают его права на получение мер социальной поддержки, в 2011 г. обращался в Нижегородский областной суд с заявлением об оспаривании названного Закона в части ст. 1, преамбулы в части слов "отдельных категорий", ссылаясь на то, что имея удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" имеет право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленных региональным законом.
Решением Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ Бурунов ВМ в удовлетворении заявления отказано. Определением Верховного Суда РФ от 14 марта 2012 г. N данное судебное решение оставлено без изменения.
Таким образом, тот факт, что указанным законом участники боевых действий в Венгрии в 1956 г. не включены в перечень получателей предусмотренных субъектом РФ льгот, не может рассматриваться как нарушение прав Бурунов ВМ, так как Нижегородская область как субъект Российской Федерации в указанном случае самостоятельно определяет виды, размеры и категории получателей льгот и компенсаций за счет средств областного бюджета.
С учетом изложенного, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 07 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.