Судебная коллегия по гражданским делам "адрес" областного суда в составе:
Председательствующего Апалькова А.М.,
Судей Букреевой Е.В., Барковой Н.Н.,
С участием прокурора К.Е.Ю.
При секретаре
Т.Ю.У.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес", в интересах неопределенного круга лиц, к администрации "адрес", администрации Новопоселеновского сельсовета "адрес" об обязании совершить определенные действия, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации "адрес" - Ж.Р.Г. на решение "адрес" районного суда "адрес" от 06 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора "адрес", в интересах неопределенного круга лиц, к администрации "адрес", администрации Новопоселеновского сельсовета "адрес" об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать администрацию "адрес" разработать и утвердить документацию по планировке территории части "адрес", расположенной в кадастровом квартале N.
Обязать администрацию Новопоселеновского сельсовета "адрес" после разработки и утверждения документации по планировке территории части "адрес", расположенной в кадастровом квартале N, провести общественные слушания по вопросу установления постоянных публичных сервитутов на земельные участки, предназначенные для размещения улично-дорожной сети".
Заслушав доклад судьи Букреевой Е.В., объяснения представителя администрации "адрес" по доверенности Ж.Р.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора К.Е.Ю., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор "адрес", в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию "адрес" разработать и утвердить документацию по планировке территории части "адрес", расположенной в кадастровом квартале N, а также обязать администрацию Новопоселеновского сельсовета "адрес" после разработки и утверждения указанной документации по планировке территории рассмотреть вопрос об установлении постоянных публичных сервитутов на земельные участки, предназначенные для размещения улично-дорожной сети, а именно провести общественные слушания по вопросу установления этих сервитутов, мотивируя тем, что прокуратурой "адрес" по обращениям граждан была проведена проверка соблюдения администрациями "адрес" и Новопоселеновского сельсовета "адрес" земельного и градостроительного законодательства в связи с застройкой территории "адрес" "адрес", расположенной в кадастровом квартале N, в том числе образованной из земельного участка с кадастровым номером N. Проведенной проверкой было установлено, что указанный земельный участок, ранее относившийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, впоследствии был разделен, при этом, застройка земельного участка осуществлялась на основании Плана красных линий и планировки территорий индивидуальной жилой застройки земельного участка с кадастровым номером N, "адрес", утвержденного в 2011 года (без указания даты) главным архитектором "адрес" и главой Новопоселеновского сельсовета. Названным документом были предусмотрены территории общего пользования, в том числе, для их эксплуатации в качестве улиц и проездов. При этом земельные участки, предназначенные казанной схемой для общего пользования, находятся в частной собственности физических лиц. Проверкой установлено, что План, представляющий собой карту (схему) застройки, выполненную на одном листе, не относится к документам по планировке территории, таким как проект планировки территорий, таким как проект планировки территорий, проект межевания территорий, содержание и порядок принятия которых предусмотрен ст.ст. 41-43, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, обязательного характера не носит в связи с несоблюдением процедуры его принятия (принятие необходимого решения о его утверждении, опубликование в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и др.). Проведенной проверкой, в т.ч. соотнесением вышеуказанного Плана с публичной кадастровой картой установлено, что для использования в качестве проездов предназначены земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N. Указанные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для жилищного строительства". Предполагаемое место расположения общеобразовательных и торговых объектов в соответствии с Планом ориентировочно соответствует территориям земельных участков с кадастровыми номерами с N по N. Вместе с тем, План был согласован должностными лицами администраций муниципального района, сельского совета с нарушением требований градостроительного законодательства, в связи с чем не приобрел официального характера, что, по его мнению, повлекло за собой нарушение прав граждан, ставших собственниками иных земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, с разрешенным видом использования "для жилищного строительства". Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ главам "адрес", Новопоселеновского сельского совета "адрес" были вынесены представления об устранении нарушений градостроительного законодательства, в которых поставлен вопрос о внесении необходимых изменений в документы территориального планирования, с целью дальнейшего изъятия земельных участков для муниципальных нужд и строительства автомобильных дорог местного значения, либо установления публичных сервитутов для обеспечения прохода или проезда через вышеуказанные земельные участки. В результате рассмотрения данного представления главой Новопоселеновского сельского совета, помимо прочего, внесены необходимые изменения в документы территориального планирования и градостроительного зонирования поселения. Вместе с тем, считает, что принятые органами местного самоуправления меры явились недостаточными.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации "адрес" - Ж.Р.Г. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель ответчика- администрации Новопоселеновского сельсовета "адрес" в судебное заседание при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером N категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в кадастровом квартале N был разделен, и образованы новые земельные участки. При этом, застройка на вышеуказанном земельном участка осуществлялась на основании Плана красных линий и планировки территорий индивидуальной жилой застройки земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", утвержденного в 2011 году главным архитектором "адрес" и главой Новопоселеновского сельсовета, в том числе их эксплуатации в качестве улиц и проездов.
В ходе проведенной прокуратурой "адрес" проверки, в т.ч. с соотнесением вышеуказанного Плана с публичной кадастровой картой, было установлено, что для использования в качестве проездов предназначены земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N N, N, N, N.
Судом установлено, что вышеуказанные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для жилищного строительства.
Из материалов дела также усматривается, что предполагаемое место расположения общеобразовательных и торговых объектов в соответствии с Планом соответствует территориям земельных участков с кадастровыми номерами N и N
Обращаясь с иском в суд, прокурор указал, что бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в неразработке необходимой документации, повлекло за собой нарушение прав граждан на доступ к территориям общего пользования, объектам социально-культурного быта.
Согласно ч.1, ч.8 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В соответствии с ч.1 ст. 46.1 ГрК развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры
Пунктом 1, 3 ч.1 ст. 26 ГрК РФ предусмотрено, что реализация документов территориального планирования осуществляется, в частности путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования, создания объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Судом установлено, что Решением Собрания депутатов Новопоселеновского сельсовета "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Генеральный план муниципального образования "Новопоселеновский сельсовет" "адрес". Картами Генерального плана (Схема современного использования территории Новопоселеновского сельсовета. Схема объектов транспортной и инженерной инфраструктуры Новопоселеновского сельсовета) на территории "адрес", в т.ч. ее части, сформированной из земельного участка с кадастровым номером N, предусмотрено наличие объектов улично-дорожной сети (проездов).
Картой градостроительного зонирования, являющейся составной частью действующих в настоящее время Правил землепользования и застройки муниципального образования "Новопоселеновский сельсовет" "адрес", утвержденных решением Собрания депутатов названного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N, на территории "адрес" также предусмотрено наличие объектов улично-дорожной сети (проездов), применительно к которым установлена территориальная зона ИТ1 - зона улично-дорожной сети.
Судом также установлено, что до настоящего времени документы территориального планирования, градостроительного зонирования Новопоселеновского сельсовета "адрес" в части, касающейся развития на территории "адрес" улично-дорожной сети, не реализованы.
Проанализировав обстоятельства дела с учетом вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что раздел земельного участка с кадастровым номером N, дальнейшая продажа образованных вследствие этого раздела земельных участков физическим лицам в отсутствие надлежащим образом утвержденного и обязательного к применению проекта планировки территории, повлекли за собой нарушения при формировании новой застройки населенного пункта "адрес", выразившиеся в фактическом отсутствии улично-дорожной сети, необеспечении проезда автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, в т.ч. жилым домам.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, основанном на фактических обстоятельствах дела и законе.
В силу ч.1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно ч.1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч.2 ст. 42 ГрК РФ).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границам зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства и др. (ч.3 ст. 42 ГрК РФ).
В соответствии с ч.1, ч.5 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (правил землепользования и застройки.
По смыслу положений ч.ч. 1, 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что полномочиями по утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории на территории "адрес" обладает муниципальный район " "адрес"".
Судом установлено, что Соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного МО " "адрес"" "адрес" и МО "Новопоселеновский сельсовет" "адрес", в целях завершения работ по утверждению разработанных сельсоветом в 2014 году документов территориального планирования и градостроительного зонирования, МО " "адрес"" "адрес" передал Мо "Новопоселеновский сельсовет" "адрес" следующие полномочия: выполнение мероприятий по утверждению внесения изменений в Генплан сельсовета; проведение публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки сельсовета; выполнение мероприятий по утверждению внесения изменений в правила землепользования и застройки сельсовета.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований о необходимости возложения на органы местного самоуправления "адрес" обязанности по разработке и принятию проекта планировки территории "адрес" Новопоселеновского сельсовета "адрес", суд мотивировал тем, что органы местного самоуправления уполномочены подготовить документацию по планировке территории.
Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, подробно мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что собственники спорных земельных участков не лишены возможности самостоятельно подготовить документацию по планировке территории и представить ее в орган самоуправления для утверждения, являлись предметом исследования суда первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы в той части, что суд не исследовал документы территориального планирования муниципального района " "адрес"" "адрес" и не удостоверился, предусмотрены ли в них такие объекты, как улично-дорожная сеть, направлены на переоценку доказательств, исследованных и оцененных судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Как следует из материалов дела, Генеральным планом муниципального образования "Новопоселеновский сельсовет" "адрес", утвержденным решением Собрания депутатов Новопоселеновского сельсовета "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Новопоселеновский сельсовет" "адрес", утвержденными решением Собрания депутатов указанного муниципального образовании ДД.ММ.ГГГГ N предусмотрены объекты улично-дорожной сети (проезды) на спорной части "адрес".
Доводы апелляционной жалобы о том, что подготовкой и разработкой проекта планировки территории будут нарушены права собственников спорных земельных участков, судебная коллегия находит необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 46 Гр К РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Согласно ч. 2 кодекса указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Частью 3 кодекса предусмотрено, что со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
С учетом приведенных правовых норм, собственники спорных земельных участков не лишены возможности при нарушении их прав подать свои предложения по документации планировки территории.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим градостроительным законодательством не предусмотрена возможность разработки проектов планировки территории в отношении конкретных земельных участков, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности физических лиц, судебная коллегия не может принять во внимание, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Могут устанавливаться публичные сервитуты для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Судом установлено и подтверждается проведенной прокурорской проверкой, что в "адрес" отсутствуют участки общего пользования, а земельные участки, предназначенные в соответствии с документами территориального планирования Новопоселеновского сельсовета "адрес" для прохода и проезда (улично-дорожная сеть) в указанном населенном пункте, находятся в частной собственности.
Как следует из материалов дела, представитель администрации Новопоселеновского сельсовета "адрес" - в лице главы, признал заявленные прокурором исковые требования.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований в части возложения на администрацию Новопоселеновского сельсовета "адрес" обязанности после разработки и утверждения документации по планировке территории рассмотреть вопрос об установлении постоянных публичных сервитутов на земельные участки, предназначенные для размещения улично-дорожной сети, а именно, провести общественные слушания по вопросу установления этих сервитутов, суд исходил из необходимости обеспечения интересов местного населения, соблюдения градостроительного законодательства.
Решение суда в указанной части сторонами по делу не обжалуется.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке и по существу направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием к отмене решения.
Юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, дело судом рассмотрено в пределах заявленных требований, выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания их незаконными не имеется.
Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение "адрес" районного суда "адрес" от 06 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика администрации "адрес" - Ж.Р.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.