Судебная коллегия по гражданским делам "данные изъяты" областного суда в составе:
Председательствующего: Журавлева А.В.,
судей: Чупрыной С.Н., Мухаметзяновой Н.И.
при секретаре: Бильдиной О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании "данные изъяты" года
дело по иску Титовой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) "данные изъяты" о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) "данные изъяты"
на решение "данные изъяты" районного суда г. "данные изъяты" от "данные изъяты" года, которым постановлено:
"Исковые требования Титовой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) "данные изъяты" о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать за Титовой Е.В. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) "данные изъяты" засчитать Титовой Е.В. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, период ее работы с 01.01.1991 года по 10.07.1993 года (02 года 06 месяцев 10 дней) в должности воспитателя в детском ясли - саду " "данные изъяты"" "данные изъяты" р. "данные изъяты" и назначить ей досрочную страховую пенсию, в связи с осуществлением педагогической деятельности с "данные изъяты" года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) "данные изъяты" в пользу Титовой Е.В. судебные расходы в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. ( "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.)".
Заслушав доклад судьи Мухаметзяновой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) "данные изъяты" N "данные изъяты" от "данные изъяты" г. Титовой Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа педагогической деятельности; из необходимых 25 лет засчитано 23 года 05 месяцев 07 дней.
Период работы с 02.08.1993 г. по 31.07.1994 г. в должности помощника воспитателя в детском ясли-саду комбинированного вида N "данные изъяты" не засчитан в специальный стаж, поскольку Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 г. такая должность "помощника воспитателя" не поименована.
Период работы с 01.01.1991 г. по 10.07.1993 г. в должности воспитателя в детском ясли-сад в "данные изъяты" г. "данные изъяты" Республики "данные изъяты" не засчитан в специальный стаж со ссылкой на ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии от 16.05.1997 г "О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения", поскольку за данный период не представлена справка об уплате страховых взносов из Грузии.
Титова Е.В., не согласившись с решением пенсионного органа, обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по г. "данные изъяты", в котором просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать ответчика засчитать в специальный стаж педагогической деятельности период работы с 01.01.1991 г. по 10.07.1993 в должности воспитателя в детском ясли-саду " "данные изъяты" г. "данные изъяты" Республики "данные изъяты", назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - с "данные изъяты" г.
Требований о включении в специальный стаж иных периодов истица не заявляла.
Ответчик исковые требования не признал.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
В заседание суда апелляционной инстанции истица Титова Е.В. и представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) "данные изъяты" не явились, о времени и месте судебного слушания извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истицы и ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав возражения адвоката Сергеевой С.В. в защиту интересов истицы Титовой Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика и возражений, судебная коллегия находит решение суда, подлежащим оставлению без изменения по следующим мотивам.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось правовых оснований, для удовлетворения исковых требований истицы о назначении ей страховой пенсии по старости по ст. 8 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", является несостоятельным.
В силу ст.8 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с ч.2 ст.30 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации 16.07.2014 г. приняло Постановление N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", которое действует с 01.01.2015 г.
Согласно подпункта "м" пункта 1 данного Постановления установлено, что при определении права на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
-Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
-Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет ( приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" ) - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период до 1 января 1992 г.
В данном Перечне в разделе I "Учителя и другие работники просвещения" в подразделе 1. "Учебные заведения и детские учреждения" в пункте 4. поименованы детские сады и объединенные ясли-сады и воспитатели.
Списком от 06.09.1991 г. поименованы воспитатели, а так же детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР N463 от 06.09.1991 г., в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Таким образом, тот факт, что дошкольное учреждение, в котором работала истица, являлось структурным подразделением предприятия, правого значения не имеет, и на пенсионные права истицы повлиять не может.
В силу п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1015 от 02.10.2014 г., документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно записям в трудовой книжке, истица с 10.09.1986 г. принята воспитателем в детский ясли-сад " "данные изъяты" им. "данные изъяты" г. "данные изъяты" Республика "данные изъяты" временно, с 01.09.1987 г. переведена постоянно, с 10.07.1993 г. уволена.
Из материалов дела усматривается, что истица является гражданкой Российской Федерации, постоянно проживает и работает на территории РФ с "данные изъяты" г. В настоящее время на неё распространяется пенсионное законодательство РФ.
Суд сделал правильный вывод о том, что в спорный период с 01.01.1991 г. по 10.07.1993 г. истица выполняла работу в должности и в учреждении, предусмотренных Списком от 06.09.1991 г. и Перечнем от 17.12.1959 г.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд спорный период работы необоснованно засчитал в специальный стаж истицы, для досрочного назначения пенсии по старости, поскольку не представлено сведений об уплате страховых взносов после 01.01.1991 г. на пенсионное обеспечение из компетентных органов Республики "данные изъяты", на законность постановленного судом решения суда повлиять не могут.
Действительно, согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" N102 от 31.05.1991 г. периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР) могут быть включены в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 11 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пенсионное обеспечение граждан, работа которых проходила в республике "данные изъяты", регулируется Соглашением между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г., вступившего в силу 28.06.2002 г.
Согласно ст.2 Соглашения пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства.
В статье 1 Соглашения дано понятие трудового (страхового) стажа - это продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством Российской Федерации или Грузии и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.
В соответствии с ч.2 ст. 6 Соглашения, для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31.12.1991.
Таким образом, спорный период работы истицы с 01.01.1991 г. по 31.12.1991 г. подлежит включению в специальный страховой стаж в силу указанной нормы международного Соглашения от 16 мая 1997 г.
Суд, правомерно обязал ответчика засчитать в специальный стаж истицы, для досрочного назначения страховой пенсии, также и период её работы с 01.01.1992 г. по 10.07.1993 г.
Как указывает в своей апелляционный жалобе ответчик, пенсионным органом неоднократно направлялись запросы в компетентный орган "данные изъяты" - "данные изъяты" о предоставлении справки об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в спорные периоды работы истицы. Однако, до настоящего времени ответы не получены.
Кроме того, из справок N "данные изъяты" от "данные изъяты" г. и N "данные изъяты" от "данные изъяты" г. главного директора ООО " "данные изъяты"" на адвокатский запрос о заработной плате и страховых взносах следует, что "данные изъяты" завод им. "данные изъяты" переименован и в настоящее время это ООО " "данные изъяты"", и что в связи с объективными причинами архив д/с "данные изъяты"", который принадлежал заводу не сохранился.
В то же время, согласно справке начальника отдела кадров N "данные изъяты" от "данные изъяты" г. истица работала в "данные изъяты" им. "данные изъяты" с 10.10.1986 г. (приказ "данные изъяты" принята воспитателем в д/сад " "данные изъяты"", уволена с 10.07.1993 г. (приказ "данные изъяты"), по уходу за детьми, в учебных отпусках, в отпусках без сохранения заработной платы не находилась.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для включения в льготный стаж истицы периодов ее работы на территории Республики "данные изъяты" после 31 декабря 1991 года, поскольку истцом не представлена справка из агентства социальных субсидий Грузии об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение и социальное страхование, судебная коллегия находит несостоятельными и нарушающими права истицы на получение пенсии. При рассмотрении дела установлено, что получение такой справки затруднено в силу объективных причин.
В силу ч.1 ст.22 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии "данные изъяты" г.
С учетом периодов, засчитанных самим пенсионным органом в бесспорном порядке, и периода, засчитанного судом в рамках производства по данному делу, у истицы имеется необходимый специальный стаж педагогической деятельности, предусмотренный п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", в объеме более 25 лет.
Срок назначения страховой пенсии истице правильно определен судом согласно ч. 1 ст.22 названного Закона с даты обращения в пенсионный орган - с "данные изъяты" г.
Иных доводов, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения либо опровергнуть выводы суда, апелляционная жалоба истицы не содержит.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.199, ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение "данные изъяты" районного суда г. "данные изъяты" от "данные изъяты" года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по г. "данные изъяты" - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
СУДЬИ :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.