Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 15 сентября 2016 г. по делу N 33-1447/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Масенина П.Е., Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Попове В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" (далее - управление) на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 3 июля 2016 г., которым удовлетворён иск военнослужащего войсковой части N рядового Анищенко ФИО7 к управлению о взыскании денежных средств в счет возмещения суточных расходов, связанных со служебной командировкой.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Анищенко, проходящий военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в "адрес", на основании приказа командира указанной воинской части с 23 по 24 ноября 2015 г. находился в служебной командировке в войсковой части N, дислоцированной в н. "адрес" для представления документов.
После прибытия к месту службы Анищенко составил авансовый отчет на выплату ему суточных за указанную командировку, который вместе с оправдательными документами направил в управление. Однако управлением авансовый отчет был ему возвращен без реализации со ссылкой на отсутствие лимитов бюджетных обязательств на оплату командировочных расходов.
Полагая свои права нарушенными, Анищенко обратился в суд с иском, в котором просил взыскать в его пользу с управления 600 руб. в счет выплаты ему суточных, связанных с вышеуказанной командировкой, и 300 руб., в возмещение судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд.
Суд первой инстанции иск Анищенко удовлетворил.
В апелляционной жалобе руководитель управления, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что со дня окончания служебной командировки, в которую был направлен Анищенко, до дня поступления авансового отчета в управление прошло более 16 дней, что является грубейшим нарушением бюджетной и авансовой дисциплины.
Отмечает, что в соответствии с Инструкцией о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 2 мая 2012 г. N 1055 (далее - Инструкция), расходы на служебные командировки осуществляются в пределах выделенных лимитов.
Ссылаясь на положения пункта 1 ст. 5, п. 1 и 3 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, п. 47 Порядка составления, утверждения и ведения сводной бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации, сводных бюджетных смет (бюджетных смет) учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 20 сентября 2013 года N 670, обращает внимание на то, что в адрес командира войсковой части N в 2015 г. ежемесячно направлялись сведения об освоении выделенных лимитов бюджетных обязательств по кодам сводной бюджетной сметы расходов Министерства обороны Российской Федерации.
Акцентирует внимание на том, что командир войсковой части N, осуществляя финансово-экономическую деятельность, утверждает и подписывает документы, в числе которых приказы на расход денежных средств федерального бюджета и обязан соблюдать требования нормативных правовых актов, в том числе бюджетного законодательства.
Отмечает, что заявление на выдачу аванса Анищенко перед убытием в служебную командировку в адрес управления не представлялось, а по состоянию на 10 декабря 2015 г. (дату поступления авансового отчета) на лицевом счете войсковой части N лимиты бюджетных обязательств для возмещения суточных расходов были израсходованы.
В заключение жалобы указывает, что в настоящее время в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 323, утвердившего "Инструкцию о планировании служебных командировок", в адрес Руководителя ФКУ "Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Республике Карелия" направлено письмо от 5 июля 2016 г. N 1/6439 об объеме кредиторской задолженности на служебные командировки за 2015 г. в отношении войсковых частей, которым объем лимитов бюджетных обязательств утверждает Командующий войсками Западного военного округа, в том числе для войсковой части N в размере 79 860 рублей. В свою очередь, после принятия соответствующего решения органом военного управления по перераспределению объемов бюджетных ассигнований на служебные командировки и доведения лимитов бюджетных обязательств, для погашения образовавшейся задолженности, служебные командировки 2015 г. будут оплачены в бесспорном порядке, в том числе авансовый отчет по служебной командировке Анищенко.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 5 стати 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 43 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета" определено, что руководители федеральных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие, определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим в пределах, не превышающих 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
Согласно пунктам 118, 122 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700, военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счёт средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке, а военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счёт средств федерального бюджета, - в размере 100 руб.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путём обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя и положений пунктов 4, 5 статьи 18 Закона, убытки, причинённые военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счёт средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.
Как видно из материалов дела, с 23 по 24 ноября 2015 г. Анищенко находился в служебной командировке в войсковой части N (н. "адрес"), куда он был направлен на основании приказа командира войсковой части N для представления документов. При этом по месту командировки продовольственное обеспечение Анищенко в форме организации питания не осуществлялось. Таким образом, истец имеет право на возмещение за счёт средств федерального бюджета суточных расходов в размере 300 руб. за каждый день нахождения в указанной служебной командировке, однако в этом ответчиком ему фактически отказано.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий руководителя управления, связанных с отказом в возмещении Анищенко суточных расходов, и необходимости в этой связи взыскания в его пользу 600 рублей в возмещение этих расходов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нераспорядительность должностных лиц воинских частей, связанная с направлением военнослужащих в служебную командировку при отсутствии лимитов расходов на их оплату, равно как и несвоевременное представление военнослужащим авансового отчета в довольствующий финансовый орган не свидетельствуют об отсутствии у военнослужащих права на оплату им суточных расходов за счет средств федерального бюджета, поскольку указанное право гарантировано им законом.
Утверждение автора жалобы о том, что командованием предпринимаются меры, направленные на выплату истцу спорных денежных средств, является несостоятельным, поскольку о восстановлении нарушенных прав истца не свидетельствует.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность оспариваемого судебного постановления, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 5 июля 2016 г. по иску Анищенко ФИО7 к Федеральному казённому учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.