Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 октября 2016 г. по делу N 33-1529/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Манохина В.В., Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Егоршиной Е.С.,
с участием представителя военного прокурора Смоленского гарнизона - советника юстиции Гаджиметова Т.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 7 июля 2016 г., которым удовлетворен иск военного прокурора Смоленского гарнизона в интересах военнослужащего войсковой части N старшего лейтенанта Черничкина ФИО8 к Федеральному казённому учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" (далее - управление) о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., объяснения представителя военного прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Черничкин, проходящий военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в "адрес", в период с 17 июля по 8 августа 2015 г. в соответствии с приказом командира указанной войсковой части находился в служебной командировке "адрес". В период нахождения в указанной командировке бесплатное жилье Черничкину не предоставлялось, в связи с чем он проживал в гостинице за личные денежные средства. На протяжении всей командировки, за исключением 23 июля 2015 г., Черничкин обеспечивался бесплатным питанием в столовых воинских частей.
После прибытия к месту службы Черничкин составил авансовый отчет на возмещение ему суточных расходов и расходов по проживанию в указанной командировке, который вместе с оправдательными документами направил в управление. Однако управлением авансовый отчет был ему возвращен без реализации со ссылкой на отсутствие лимитов бюджетных обязательств на оплату командировочных расходов.
Полагая, что невозмещением Черничкину расходов, связанных с вышеуказанной командировкой, нарушены его права, военный прокурор обратился в суд с иском, в котором просил взыскать с управления в пользу Черничкина 10000 рублей в возмещение указанных расходов, в том числе 7500 рублей - в возмещение расходов по проживанию и 2500 рублей - в возмещение суточных расходов.
Суд первой инстанции иск военного прокурора удовлетворил.
В апелляционной жалобе руководитель управления, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что со дня окончания служебной командировки, в которую был направлен Черничкин, до дня поступления авансового отчета в управление прошло более 6 месяцев, что является грубейшим нарушением бюджетной и авансовой дисциплины.
Отмечает, что в соответствии с Инструкцией о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 2 мая 2012 г. N 1055 (далее - Инструкция), расходы на служебные командировки осуществляются в пределах выделенных лимитов.
Ссылаясь на положения пункта 1 ст. 5, п. 1 и 3 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, п. 47 Порядка составления, утверждения и ведения сводной бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации, сводных бюджетных смет (бюджетных смет) учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 20 сентября 2013 года N 670, обращает внимание на то, что в адрес командира войсковой части N в 2015 г. ежемесячно направлялись сведения об освоении выделенных лимитов бюджетных обязательств по кодам сводной бюджетной сметы расходов Министерства обороны Российской Федерации.
Акцентирует внимание на том, что командир войсковой части N, осуществляя финансово-экономическую деятельность, утверждает и подписывает документы, в числе которых приказы на расход денежных средств федерального бюджета, и обязан соблюдать требования нормативных правовых актов, в том числе бюджетного законодательства.
Отмечает, что заявление на выдачу аванса Черничикным перед убытием в служебную командировку в адрес управления не представлялось, а по состоянию на 25 января 2016 г. (дату поступления авансового отчета) на лицевом счете войсковой части N лимиты бюджетных обязательств для возмещения суточных расходов были израсходованы.
В заключение жалобы указывает, что в настоящее время в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 323, утвердившего Инструкцию о планировании служебных командировок, в адрес Руководителя ФКУ "Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Республике Карелия" направлено письмо от 5 июля 2016 г. N 1/6439 об объеме кредиторской задолженности на служебные командировки за 2015 г. в отношении войсковых частей, которым объем лимитов бюджетных обязательств утверждает Командующий войсками Западного военного округа, в том числе для войсковой части N в размере 401 350 рублей. В свою очередь, после принятия соответствующего решения органом военного управления по перераспределению объемов бюджетных ассигнований на служебные командировки и доведения лимитов бюджетных обязательств для погашения образовавшейся задолженности, служебные командировки 2015 г. будут оплачены в бесспорном порядке, в том числе авансовый отчет по служебной командировке Черничкина.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 467 "О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счёт средств федерального бюджета" установлено, что возмещение названных расходов военнослужащим (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему предоставляется бесплатное жилое помещение) осуществляется за счёт средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтверждённых соответствующими документами, по следующим нормам: военнослужащим, имеющим воинские звания высших офицеров или занимающим должности, подлежащие замещению высшими офицерами, а также полковникам (капитанам 1 ранга), занимающим командные (руководящие) должности, перечни которых утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие, - не более стоимости двухкомнатного номера; остальным военнослужащим - не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 г. N 43 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета" руководители федеральных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие, определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим в пределах, не превышающих 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
Согласно пунктам 118, 122, 124 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700, военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счёт средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке, а военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счёт средств федерального бюджета, - в размере 100 руб.
Военнослужащим, направленным в командировки, возмещаются расходы по найму жилого помещения в соответствии с упомянутым выше постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 467.
Судом установлено, что с 17 июля по 8 августа 2015 г. Черничкин находился в командировке в "адрес", куда был направлен на основании приказа командира войсковой части N. По месту командировки бесплатным жильем Черничкин не обеспечивался, а проживал в гостинице за счет собственных средств. В указанный период, за исключением 23 июля 2015 г., Черничкин обеспечивался бесплатным питанием в столовых воинских частей. Таким образом, в период нахождения в командировке Черничкин понёс расходы, связанные с оплатой гостиницы, подтверждённые соответствующими документами, и суточные расходы.
В соответствии с пунктами 1, 5 стати 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Законом.
Проживание военнослужащего за счёт личных средств в командировке и нахождение там в связи с выполнением приказа командира или служебного задания без последующей компенсации понесённых затрат действующим законодательством не предусмотрены.
Отсутствие денежных средств для возмещения военнослужащему командировочных расходов в связи с несоблюдением командиром установленного порядка планирования служебных командировок, не может ограничивать прав военнослужащего, предоставленных законом, в случае, если он вынужден был в целях выполнения отданного ему командиром распоряжения (приказа) нести дополнительные расходы за свой счёт.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путём обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя и положений пунктов 4, 5 статьи 18 Закона, убытки, причинённые военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счёт средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Черничкин имеет право на возмещение командировочных расходов в сумме 10000 рублей, из которых 7500 рублей - расходы по проживанию и 2500 рублей - суточные расходы, и правомерно присудил к взысканию в его пользу с управления вышеуказанную денежную сумму.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нераспорядительность командования воинской части, связанная с направлением военнослужащего в служебную командировку при отсутствии лимитов расходов на их оплату, равно как и несвоевременное представление военнослужащим авансового отчета в довольствующий финансовый орган не свидетельствуют об отсутствии у военнослужащего права на оплату ему командировочных расходов за счет средств федерального бюджета, поскольку указанное право гарантировано ему законом.
Утверждение автора жалобы о том, что командованием предпринимаются меры, направленные на выплату истцу спорных денежных средств, является несостоятельным, поскольку о восстановлении нарушенных прав истца не свидетельствует.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность оспариваемого судебного постановления, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 7 июля 2016 года по иску военного прокурора Смоленского гарнизона в интересах Черничкина ФИО9 к Федеральному казённому учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.