Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 11 августа 2016 г. по делу N 33а-1175/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО9,
судей: ФИО11
при секретаре ФИО7,
с участием административного истца ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе последнего на решение Тверского гарнизонного военного суда от 18 мая 2016 г., которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N сержанта запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника отделения (территориальное г. Тверь) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное отделение), связанных с отказом в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения административного истца в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, ФИО10 приказом командующего войсками 1 Командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны от 7 мая 2014 г. N уволен с военной службы в запас на основании подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе", то есть по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, и в соответствии с приказом командира войсковой части N от 30 мая 2014 г. N исключен из списков личного состава этой воинской части с 20 июня того же года.
В ноябре 2015 года административный истец обратился в территориальное отделение с просьбой признать его нуждающимся в жилом помещении, решением которого от 31 декабря 2015 г. N ему в этом отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
В обоснование отказа жилищный орган указал на то, что ФИО10 от Министерства обороны Российской Федерации был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, расположенным по адресу: "адрес", (далее - жилое помещение в "адрес"), общей площадью 54,6 кв.м, которое ему было предоставлено по действовавшим на момент предоставления нормам на состав семьи 3 человека. В решении также указано, что административный истец лишен возможности сдать указанное жилое помещение, поскольку он оттуда выехал, оставив его бывшей семье, а решением Бологовского городского суда Тверской области от 22 марта 2013 г., это жилье было передано в собственность в равных долях его бывшей супруге - ФИО4, а также двум сыновьям - ФИО5 и ФИО6
Посчитав, что этим нарушаются его права, ФИО10 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать приведенное решение территориального отделения незаконным и обязать этот жилищный орган принять его на жилищный учет.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с принятым решением, считая его незаконным, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование этого, ссылаясь на п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" считает, что документы о сдаче жилого помещения он представлять не обязан, поскольку просит лишь принять его на учет нуждающихся, а не предоставить ему жилое помещение по избранному месту жительства.
Кроме того, отмечает, что во время прохождения военной службы он, как военнослужащий постоянным жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 4 и 7 п. 1 ст. 15 Закона на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.
По делу установлено, что ФИО10 проходил военную службу с ноября 2000 г., в связи с чем подлежал обеспечению служебным жильем на весь срок военной службы.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу п. 14 ст. 15 указанного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются данными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судам следует исходить из того, что гарантированное ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем по смыслу вышеуказанных норм Закона реализация права на обеспечение жилым помещением находится в зависимости от признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.
В силу п. 1 и 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 этого Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя или представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как было установлено в суде первой инстанции, ФИО10, как работнику транспортного отдела войсковой части N в 1994 году от Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи 3 человека (он, жена, ребенок) было предоставлено жилое помещение в "адрес", общей площадью - 54,6 кв.м.
В 2000 году у ФИО10 родился второй сын, а в июле 2007 года брак между ФИО10 и ФИО4 был расторгнут, и 10 декабря 2007 г. ФИО10 выселился из указанной квартиры, снявшись с регистрационного учета.
В соответствии с решением Совета депутатов Кунженкинского сельского поселения Бологовского района Тверской области от 21 апреля 2008 г. N учетная норма жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан в целях их принятия в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Таким образом, ФИО10 был обеспечен жилым помещением по установленным законодательством нормам.
Согласно вступившему в законную силу решению Бологовского городского суда Тверской области от 22 февраля 2013 г., за бывшей супругой истца - ФИО4, их сыновьями ФИО5 и ФИО6 признано право собственности в порядке приватизации на квартиру в "адрес", по 1/3 доли за каждым.
В соответствии с п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция) для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма необходимо подать заявление с приложением к нему документов, названных в этом пункте.
В силу п. 17, 18 Инструкции в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции.
С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции.
Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" предусматривает возможность обеспечения определенных категорий военнослужащих жилым помещением, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение при предоставлении ему другого жилого помещения. Однако если военнослужащий ранее распорядился полученным от органов федеральной власти по установленным нормам жилым помещением по договору социального найма и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма за счет ведомства, в котором он проходит военную службу. Исключений из этого правила законом не предусмотрено.
В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о совершении ФИО10 действий, направленных на сдачу ранее предоставленного ему жилья. Более того, административный истец самостоятельно распорядился своими жилищными правами в отношении квартиры, предоставленной ему и членам его семьи от военного ведомства, выселившись из этого жилья, оставив его бывшим членам своей семьи, которое в последующем было ими приватизировано.
Поскольку этими действиями ФИО10 лишил себя права сдать жилое помещение, предоставленное ему с учетом его жилищных прав, то законных оснований для признания его нуждающимся в получении жилья, а, следовательно, для обеспечения его жилым помещением не имеется.
Получение этого жилого помещения до приобретения статуса военнослужащего не может служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда, поскольку как правильно указал суд первой инстанции, ссылаясь на ст. 19, 24, 37 Основ жилищного законодательства Союза СССР и союзных республик, ст. 30, 31, 43, 45, 49, 94 Жилищного кодекса РСФСР, а также на п. 10, 15, 36, 37, 41 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации осуществлялось за счет ведомственного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации или иных органов, в которых была предусмотрена военная служба, на общих основаниях с военнослужащими.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом на основании заявлений данных граждан, поданных ими в соответствующий орган.
Следовательно, обеспечение жилым помещением является правом военнослужащего и носит исключительно заявительный характер.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены документы, которые подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как усматривается из материалов дела, ФИО10, как на момент увольнения с военной службы, так и исключения из списков личного состава воинской части нуждающимся в жилье не признавался, а с соответствующим заявлением обратился в жилищный орган лишь 26 ноября 2015 г., то есть по истечении более чем года после увольнения.
Поскольку по последнему перед увольнением месту военной службы административный истец не признавался нуждающимся в жилье, в том числе, по избранному месту жительства и не состоял в соответствующих списках очередников, то он, утратив статус военнослужащего, не вправе претендовать на получение жилого помещения от военного ведомства.
Кроме того, в установленный процессуальным законом срок приказы о своем увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части без обеспечения жильем ФИО10 также не оспаривал.
Указание в приказе об увольнении на желание ФИО10 уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади не порождает его право состоять на жилищном учете при отсутствии соответствующего решения жилищного органа принятого на основании обращения военнослужащего по этому вопросу.
При таких данных вывод суда о том, что решением жилищного органа, отказавшего ФИО10 в принятии на жилищный учет, прав последнего не нарушено, является верным.
Вместе с тем эти обстоятельства не препятствуют реализации права ФИО10 на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 ЖК РФ, по решению органа местного самоуправления по месту жительства и при наличии к этому оснований.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 18 мая 2016 г. по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно
Председательствующий
ФИО9
Секретарь судебного заседания
ФИО7
16 августа 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.