Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 22 сентября 2016 г. по делу N 33а-1451/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего
Тюмина С.Ю.,
судей
Великановой А.В., Масенина П.Е.,
при секретаре Егоршиной Е.С., с участием представителя административного истца Фурсова ФИО8 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца и указанного представителя на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 28 июня 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика Крель ФИО9 об оспаривании решения федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) о снятии административного истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также бездействия начальника отделения (территориального, г. Тамбов) ЗРУЖО (далее - отделение), связанного с не рассмотрением заявления административного истца о предоставлении жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е., объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, Крель, проходящий военную службу с 1985 года, в том числе с 1988 года - в воинском звании "прапорщик", состоявший на учете нуждающихся в жилых помещениях с 29 мая 2008 г., зачислен 30 ноября 2010 г. в распоряжение командира войсковой части N в связи с организационно-штатными мероприятиями и в настоящее время подлежит увольнению с военной службы по указанному основанию.
В августе 2014 года административный истец, состоящий на жилищном учете, обратился к начальнику отделения с заявлением, в котором просил предоставить ему субсидию для приобретения жилого помещения (далее - субсидия) из расчета соответствующей выслуги лет военной службы.
Рассмотрев указанное заявление, начальник отделения принял предварительное решение от 14 ноября 2014 г. N о предоставлении административному истцу указанной субсидии.
Однако до настоящего времени субсидия административному истцу так и не предоставлена, а решением ЗРУЖО от 11 мая 2016 г. N он снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
В обоснование принятого решения указано о том, что административному истцу, как военнослужащему, в 2000 году был предоставлен в аренду, а затем в 2004 году и в собственность, земельный участок площадью 1000 кв.м. по "адрес" под индивидуальное жилищное строительство, который вместе с построенным на нём за счет личных средств жилым домом, общей площадью 77,6 кв.м., были им отчуждены 14 ноября 2006 г.
Поскольку в 2000 году Крель правом на бесплатное получение земельного участка для строительства жилья воспользовался как военнослужащий, должностное лицо пришло к выводу о том, что он не может повторно быть обеспечен жильем от Министерства обороны РФ даже через 5 лет после его отчуждения в 2006 году, и на основании п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ жилищная комиссия воинской части не имела законных оснований принимать Крель в 2008 году на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья.
Считая свои права нарушенными на своевременное получение жилищной субсидии, а также незаконным решение о снятии его с жилищного учета, поскольку земельный участок был ему предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, и с момента отчуждения этого участка с построенным на нём за счет личных средств домом прошел установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок, Крель обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать неправомерным бездействие начальника отделения, выразившееся в не рассмотрении его заявления о предоставлении ему жилищной субсидии и обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть его заявление о предоставлении ему этой субсидии;
- отменить решение ЗРУЖО от 11 мая 2016 г. N о снятии его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать восстановить его на данном учете.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Крель отказал, в том числе в части, касающейся оспаривания бездействия начальника отделения, связанного с не рассмотрением заявления административного истца о предоставлении жилищной субсидии, - в связи с пропуском установленного ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока на обращение в суд.
В апелляционной жалобе административный истец и его представитель, выражая несогласие с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований, касающихся восстановления Крель на жилищном учете, просят его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывают, что земельный участок административному истцу, как военнослужащему, не предоставлялся, в связи с чем право на обеспечение жильем от Министерства обороны РФ он не реализовал и соответственно имеет право получить субсидию на строительство жилья.
Считают, что статья 56 ЖК к административному истцу не применима, так как впервые была введена в действие Жилищным кодексом РФ, который вступил в действие с 1 марта 2005 года, а земельный участок для строительства дома он получил в 2000 году.
Отмечают, что ст. 22 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего до 1 января 2005 г., предоставляла гражданам право на приобретение в установленном порядке земельных участков для жилищного строительства независимо от наличия у них другого жилого помещения, в том числе в других населенных пунктах. Снятие с жилищного учета военнослужащих-граждан в случае предоставления земельного участка для строительства жилого дома действовавшим до 1 марта 2005 г. Жилищным кодексом РСФСР не предусматривалось.
Приведя подп. "г" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, а также п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), обращают внимание на то, что административный истец жилым помещением от государства не обеспечивался, средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе государственный жилищный сертификат не получал.
В заключении акцентируют внимание на том, что с момента отчуждения в 2006 году административным истцом предоставленного ему в 2000 году земельного участка с построенным на нём за счет личных средств домом прошел установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок, что, по их мнению, дает право Крель состоять на жилищном учете.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления в части, касающейся оспаривания решения ЗРУЖО о снятии административного истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд первой инстанции исходил из того, что Крель в период прохождения им военной службы, а именно - в 2000 году, воспользовался правом на бесплатное получение от органов местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, построив который в 2004 году, оформил их в собственность, а в 2006 году распорядился ими, следовательно, не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке определенном статьёй 15 Закона, даже по истечении срока, предусмотренного статьёй 53 Жилищного кодекса РФ.
Между тем, такой вывод суда является ошибочным по следующим основаниям.
Действительно, абз. 15 пункта 1 статье 15 Закона, закрепляющий гарантию на получение земельного участка военнослужащими, проходящими военную службу по контракту либо уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо по состоянию здоровья, следует рассматривать как один из способов реализации гражданами, поименованными в данной норме и признанными в установленном порядке нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями, права на жильё.
При этом в силу пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г., снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Снятие с жилищного учета военнослужащих-граждан в случае предоставления им земельного участка для строительства жилого дома Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., не предусматривалось.
Следовательно, поскольку правоотношения, связанные с предоставлением административному истцу органом местного самоуправления земельного участка, возникли до 1 марта 2005 г., то есть до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, то пункт 5 части 1 статьи 56 этого закона в качестве основания для снятия Крель с жилищного учета в связи с предоставлением ему в 2000 году земельного участка применим быть не может.
Однако в силу части 3 статья 6 Жилищного кодекса РФ, согласно которой в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, а также с учетом требований статьи 53 того же закона отчуждение административным истцом в 2006 году жилого дома, построенного им за счет личных средств на вышеуказанном участке, препятствовало признанию его нуждающимся в обеспечении жилым помещением в течение последующих пяти лет.
Таким образом, принятое ЗРУЖО 13 декабря 2011 г. решение о принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, требованием действующего законодательства не противоречило.
С учетом изложенного решение ЗРУЖО от 11 мая 2016 г. N о снятии административного истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях нельзя признать обоснованным.
При таких данных решение суда в части, касающейся отказа в удовлетворении требования Крель об отмене решения ЗРУЖО от 11 мая 2016 г. N о снятии его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении его на данном учете, в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 28 июня 2016 г. административному исковому заявлению Крель ФИО9 в части, касающейся отказа в удовлетворении его требования об отмене решения федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N о снятии его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении на данном учете, в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять в этой части новое решение.
Признать незаконным решение федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N о снятии Крель ФИО9 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать заместителя начальника федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить его решение от 11 мая 2016 г. N о снятии Крель ФИО9. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.