Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 22 сентября 2016 г. по делу N 33а-1464/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Масенина П.Е., Великановой А.В.,
при секретаре Егоршиной Е.А., с участием административного истца Луценко ФИО11 и его представителя Юдковского ФИО12 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - департамент) Злобиной ФИО13. на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 8 июля 2016 г., которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего 328 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации подполковника Луценко ФИО11 об оспаривании действий департамента, связанных с отказом во включении в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, его внука в качестве члена семьи.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., объяснения административного истца и его представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Луценко и члены его семьи: супруга, дочь, принятые на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания в 2004 году, зарегистрированы по адресу воинской части: "адрес", и осуществляют наём жилого помещения в г. Балашихе Московской области.
С декабря 2015 г. в этом же жилом помещении проживает внук административного истца - ФИО10, 2015 года рождения, который также зарегистрирован по месту жительства совместно с Луценко по адресу воинской части.
В феврале 2016 г. Луценко обратился в департамент с просьбой о принятии внука на жилищный учёт и включении его в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях (далее - реестр), в качестве члена его семьи. Однако в письме от 31 марта 2016 г. (исх. N) начальник 2 отдела департамента сообщил, что для признания внука таковым необходимо представить документ, подтверждающий нахождение его на иждивении административного истца.
Посчитав, что тем самым ему было необоснованно отказано в принятии внука на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма и включении в реестр в качестве члена семьи, и, полагая в связи с этим свои права нарушенными, Луценко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать отказ незаконным и обязать руководителя департамента повторно рассмотреть данный вопрос.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Луценко удовлетворил и возложил на указанное должностное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о внесении в реестр сведений о признании внука административного истца нуждающимся в жилье в качестве члена его семьи.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с извещением от 24 мая 2014 г. Луценко на состав семьи 3 человека распределено жилое помещение в г. Москве.
Ссылаясь на положения статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), статей 69, 70 ЖК РФ, статьи 63 СК РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в постановлениях от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" и от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отмечает, что значимым обстоятельством по делу является совокупность фактов, свидетельствующих о том, вселены ли лица, претендующие на получение жилья совместно с военнослужащим, в качестве членов его семьи при условии нахождения на иждивении.
Указывает, что дочь административного истца ФИО7 состоит в браке, и каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что родители внука ограничены в правах или уклоняются от исполнения своих обязанностей по заботе и воспитанию ребёнка, а также о наличии иных исключительных обстоятельств, дающих основание для признания ФИО10 членом семьи Луценко, последним не представлено.
Полагает, что регистрация внука совместно с административным истцом не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, чтобы в последующем они были учтены при предоставлении Луценко жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Реализация права военнослужащего на жилище осуществляется в порядке и на условиях, определяемых как непосредственно нормами жилищного законодательства, так и Законом.
В силу пунктов 1, 3 статьи 15 Закона жилые помещения предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
В соответствии со статьёй 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признаётся место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-2 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путём внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Судом установлено, что Луценко, необеспеченный жильём по месту военной службы, с апреля 2004 состоит на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с составом семьи 3 человека: он, супруга и дочь ФИО7 С 2005 года они постоянно зарегистрированы по адресу воинской части: "адрес".
С апреля 2015 г. административный истец осуществляет наём жилого помещения по адресу: "адрес". С декабря 2015 г. вместе с административным истцом по адресу воинской части по месту жительства зарегистрирован, а также проживают совместно с ним в указанном выше жилом помещении сын его дочери, 28 ноября 2015 года рождения. При этом судом установлено, что с дочерью административный истец фактически ведёт общее хозяйство.
Таким образом, несмотря на то, что положения части 1 статьи 69 ЖК РФ, на которые жилищный орган сослался при отказе Луценко в признании внука нуждающимся в жилом помещении, применению в отношении административного истца не подлежат, поскольку он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, право его внука на обеспечение жильём совместно с ним, принимая во внимание родство между Луценко, ФИО10 и ФИО7, вытекает из приведённых выше норм Закона в совокупности с положениями о порядке регистрации по месту жительства и проживания несовершеннолетних детей.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют также о том, что до получения жилого помещения по договору социального найма Луценко в качестве способа временного обеспечения жильём избрал наём жилого помещения с одновременной регистрацией по месту жительства со всеми проживающими совместно с ним членами семьи по адресу воинской части.
В этой связи, вопреки доводам жалобы, при разрешении вопроса о предоставлении жилья административному истцу следует учитывать всех зарегистрированных и проживающих совместно с ним членов семьи, в том числе внука, а поэтому гарнизонный военный суд пришёл к верному выводу о необходимости возложения на руководителя департамента обязанности повторно рассмотреть вопрос о признании внука Луценко нуждающимся в обеспечении жилым помещением в качестве члена его семьи и включении в реестр.
При таких данных решение суда первой инстанции по существу является правильным, а доводы жалобы по вышеизложенным основаниям не могут повлечь отмену судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьёй 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 8 июля 2016 г. по административному исковому заявлению Луценко ФИО11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Злобиной ФИО13 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.