Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 22 сентября 2016 г. по делу N 33а-1478/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО9,
судей: ФИО11
при секретаре ФИО5,
с участием административного истца ФИО2 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе последнего на решение Солнечногорского гарнизонного военного суда от 20 июля 2016 г., которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N полковника ФИО2 об оспаривании действий начальника 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник 1-го отдела), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения и со снятием с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения административного истца в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, ФИО10, общая продолжительность военной службы которого на настоящий момент составляет более 33 лет, и членам его семьи в 1990 году была предоставлена однокомнатная квартира в г. Солнечногорске, общей площадью 30,1 кв.м.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 17 сентября 2002 г. ФИО10 на состав семьи 6 человек (он, супруга, сын, две дочери и теща) была предоставлена трехкомнатная квартира в том же населенном пункте, общей площадью 83,6 кв.м., а вышеуказанная однокомнатная квартира оставлена теще ФИО10 - ФИО12, которую она в 2003 году приватизировала.
В 2004 году брак между ФИО10 и ФИО6 был расторгнут.
В декабре 2006 года у ФИО10 и ФИО13 ( ФИО7), брак между которыми заключен 3 мая 2008 г., родился сын.
Решением жилищной комиссии Учебного центра "Выстрел" от 29 мая 2007 г., оформленным протоколом N, принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Решением жилищной комиссии этой же воинской части от 18 июня 2009 г., оформленным протоколом N, в состав семьи ФИО10 включена его супруга ФИО7
Согласно личной карточке очередника ФИО10 состоит на жилищном учете с 15 января 2010 г.
В соответствии с извещением от 9 марта 2016 г. N ФИО10 на состав семьи 4 человека (впоследствии было установлена, что в этот состав ошибочно включена дочь ФИО10 от первого брака) распределены 2 двухкомнатные квартиры в г. Солнечногорске с учетом права на дополнительную площадь, общей площадью 117,8 кв.м.
Решением начальника 1 отдела от 17 мая 2016 г. N ФИО10 и членам его семьи отказано в предоставлении указанных жилых помещений, и они сняты с жилищного учета.
Полагая, что этим нарушаются его права, ФИО10 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать приведенное решение незаконным и обязать указанное должностное лицо отменить это решение, восстановить его с составом семьи 3 человека на жилищном учете и предоставить на этот состав семьи жилое помещение в собственность бесплатно.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, считая это судебное решение незаконным, необоснованным и немотивированным, в том числе вследствие неправильного применения норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование этого, ссылаясь на положения ст. 17, 19 Конституции Российской Федерации ст. 51 ЖК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, считает незаконными выводы суда первой инстанции о том, что признание граждан нуждающимися в жилых помещениях возможно лишь при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения менее учетной нормы на одного человека, и такое право принадлежит только лицам, страдающим определенными заболеваниями.
Считает несоответствующими обстоятельствам дела утверждения суда о даче согласия на заселение в 2002 году предоставленных жилых помещений при наличии у бывшей супруги психического заболевания.
Поскольку квартира его бывшей теще была предоставлена после выезда из нее его семьи, полагает необоснованным и вывод суда о необходимости учета этого жилого помещения.
Заявляет, что, вопреки утверждению в судебном решении, из судебных актов Солнечногорского городского суда видно, что им принимались меры по выделению причитающейся ему доли жилого помещения, а выезд и фактическое проживание в другом помещении с августа 2014 года обусловлено неадекватным поведением его бывшей супруги, страдающей психическим заболеванием.
По мнению автора жалобы, при решении вопроса о жилищных правах членов семьи суду надлежало руководствоваться положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, а не ограничиваться ссылкой на п 5 ч. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а, кроме того, судом не учтено, что его младший сын и супруга жилья от Министерства обороны Российской Федерации не получали.
ФИО10 полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства злоупотребления им своими правами, в том числе при решении вопроса постановки на жилищный учет, законность которого проверялась и подтверждена судебными актами Солнечногорского гарнизонного военного суда 2009, 2013 и 2015 годов.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО10 поступил на военную службу по контракту до 1 января 1998 г. и мог реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в вышеуказанном порядке.
Таким образом, Закон, устанавливая гарантии обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, ставит реализацию этого права в зависимость от признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления и ее размер не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета депутатов городского поселения "адрес" от 19 марта 2009 г. N учетная норма площади жилого помещения составляет 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно ст. 55 ЖК РФ, а также п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 этого Кодекса оснований снятия их с учета.
Из решения жилищной комиссии войсковой части N от 17 сентября 2002 г. следует, что ФИО10 на состав семьи 6 человек (он, супруга, сын, две дочери и теща) были предоставлены: на него, супругу и их детей - трехкомнатная квартира, общей площадью 83,6 кв.м. (по имеющимся в материалах дела документам - 83,8 кв.м.), а на тещу - однокомнатная квартира в том же населенном пункте, общей площадью 30,1 кв.м., которую до этого занимала семья ФИО10. Однокомнатная квартира была приватизирована тещей истца в 2003 году.
По делу установлено, что супруга ФИО10 с 2001 - 2002 года, брак с которой был расторгнут в июле 2004 года, страдает хроническим заболеванием F20 по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, входящим в Перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, применительно к настоящему делу, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, к таким заболеваниям относятся, в том числе хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, с кодом этих заболеваний F00 - F99 по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО10, являясь нанимателем вышеуказанной трехкомнатной квартиры, обеспечен жилым помещением в соответствии с учетной нормой, установленной в г. Солнечногорске Московской области, а право состоять на жилищном учете по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, предоставлено лишь лицам, страдающим указанными в этой норме заболеваниями. В связи с этим суд посчитал, что оспариваемое истцом решение жилищного органа, которым ФИО10 и члены его семьи сняты с жилищного учета, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия не может согласиться с этими выводами в полном объеме в связи со следующим.
Из приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ) следует, что проживание в жилом помещении, занятом несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, или принадлежащего на праве собственности, является самостоятельным основанием для принятия на жилищный учет вне зависимости от общей площади жилого помещения, в котором проживают указанные лица. При этом обладание таким правом только лицами, страдающими соответствующими заболеваниями, из закона не вытекает.
Таким образом, после расторжения в 2004 году брака между ФИО10 и ФИО6, страдающей указанным заболеванием, а также после вселения в установленном порядке в трехкомнатную квартиру сына ФИО10 от второго брака, 2006 года рождения, это жилище оказалось занятым несколькими семьями.
Утверждение в судебном решении о том, что эта квартира была предоставлена в 2002 году уже с учетом состояния здоровья ФИО6, не основан на материалах дела.
В связи с изложенным не имеет правового значения для принятия ФИО10 на жилищный учет наличие у него права пользования предоставленным ранее жилым помещением, в котором на него, как и на других проживающих в нем лиц, приходится выше учетной нормы общей площади этого жилья, при отсутствии у истца и его сына иного жилья, занимаемого по договору социального найма, или принадлежащего на праве собственности.
По этим же основаниям не может являться препятствием для признания ФИО10 нуждающимся в жилье предоставление и последовавшая за этим приватизация его бывшей тещей другого жилого помещения, право пользования которым не приобрели ни ФИО10, ни другие члены его семьи, в том числе его бывшая супруга.
Поскольку сын ФИО10 от второго брака и его отец являются отдельной семьей по отношению к семье бывшей супруги административного истца, они на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ имеют право состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что супруга ФИО10 - ФИО7 1 октября 2014 г. вселена в качестве члена семьи собственника и зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее матери, общей площадью 90 кв.м.
Данное обстоятельство свидетельствует об утрате ФИО7 с 1 октября 2014 г. права состоять на жилищном учете в составе семьи ее супруга - административного истца по настоящему делу.
При таких данных решение о снятии с указанного учета супруги административного истца соответствует фактическим обстоятельствам дела и является законным и обоснованным.
Следовательно, на получение жилого помещения от военного ведомства на настоящий момент могут претендовать лишь сам ФИО10 и его сын. При этом по смыслу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ обеспечение указанных лиц может происходить как путем отселения их либо больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, из жилого помещения, так и предоставления жилья с учетом занимаемого ими и другими лицами жилого помещения и правом истца на дополнительную площадь в соответствии со ст. 15.1 Закона.
Таким образом, истцу и его сыну не могли быть предоставлены распределенные ему 2 двухкомнатные квартиры в г. Солнечногорске общей площадью 117,8 кв.м., вследствие чего оспариваемое ФИО10 решение должностного лица об отказе в предоставлении этих жилых помещений также является правильным.
Вместе с тем, выводы суда о законности снятия ФИО10 и его сына с жилищного учета не соответствует обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу п. 3 и 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в связи с чем судебное решение по настоящему делу об отказе в удовлетворении административного иска в части оспаривания решения начальника 1-го отдела о снятии ФИО10 и его сына с учета нуждающихся в получении жилых помещений подлежит отмене, а административный иск в этой же части - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, п. 3 и 4 ч. 2 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Солнечногорского гарнизонного военного суда от 20 июля 2016 г. по административному иску ФИО2 в части отказа в удовлетворении иска об оспаривании действий начальника 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием ФИО10 и его сына с учета нуждающихся в получении жилых помещений, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым административное исковое заявление ФИО10 в указанной части удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N о снятии ФИО10 и его сына ФИО1, 2006 года рождения, с жилищного учета.
Обязать указанное должностное лицо отменить это решение в указанной части и восстановить ФИО2 и его сына ФИО1, 2006 года рождения, на жилищном учете.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.