Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 22 сентября 2016 г. по делу N 33а-1482/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО8
при секретаре ФИО4
с участием административного истца ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел) ФИО5 на решение Тульского гарнизонного военного суда от 22 июня 2016 г., которым удовлетворен административный иск военнослужащего войсковой части N, гвардии старшего лейтенанта ФИО1, об оспаривании решения заместителя начальника отдела, связанного с невключением ее в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи ФИО6, возражения административного истца относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, ФИО1, имеющая право на включение в реестр участников НИС, как военнослужащая с общей продолжительностью военной службы по контракту менее 3 лет, получившая первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г., 1 апреля 2013 г. обратилась к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просила включить ее в реестр участников НИС.
28 апреля 2016 г. заместитель начальника отдела сообщением N 525НИС известил командира указанной воинской части о невозможности включения ФИО1 в реестр участников НИС, поскольку на поданном ею 1 апреля 2013 г. рапорте с просьбой о таком включении отсутствует резолюция командира войсковой части N, что свидетельствует о непредставлении этого рапорта на рассмотрение полномочного должностного лица.
Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, оспаривая вышеуказанное решение, просила признать его незаконным и обязать начальника отдела повторно рассмотреть ее рапорт от 1 апреля 2013 г. о включении ее в реестр участников НИС и направлении его в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда, считая его незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1.
В обоснование этого, ссылаясь п. 45 и 104 Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Министром обороны РФ 19 августа 2009 г. N 205/2/588 отмечает, что отсутствие на исследуемом в ходе судебного заседания рапорте ФИО1 от 1 апреля 2013 г. резолюции командира войсковой части N свидетельствует о том, что он на рассмотрение данному должностному лицу не представлялся и решения по нему не принималось. Более того, фактически рапорт был написан значительно позже.
Полагает, что судом первой инстанции не было принято во внимание, что в нарушение действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2009 г. N 30, исследованная в ходе судебного заседания копия сводного списка датирована раннее, чем копия списка данных для включения ФИО1 в реестр участников НИС, что может свидетельствовать о недостоверности представленных документов.
Считает, что форма представленного сводного списка не соответствует форме документа, указанной в приложении N 3 к данной Инструкции, а также обращает внимание на то, что в графе "Основание для включения в реестр" списка данных и сводного списка указаны рапорты с разными датами, а заверенная копия личной карточки ФИО1 в 1 отдел не поступала.
Утверждает, что в обоснование принятого решения, суд первой инстанции сослался лишь на доказательства, представленные административным истцом, в виде копий документов, в то время, как оригиналы данных документов в судебном заседании не исследовались.
В заключение жалобы ее автор полагает, что совокупность представленных документов не свидетельствует о наличии оснований, предоставляющих ФИО1 право на включение в реестр участников НИС.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
На основании ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок определения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон), к участникам накопительно-ипотечной системы относятся, в том числе, военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание.
Как усматривается из материалов дела, 18 декабря 2003 г. между ФИО1 (до замужества - ФИО9) и Министерством обороны Российской Федерации, в лице командира войсковой части N, был заключен первый контракт о прохождении ей военной службы сроком на 3 года.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N ФИО1 (до замужества - ФИО10) присвоено первое воинское звание офицера - лейтенант.
Из изложенного следует, что административный истец относится к категории военнослужащих с общей продолжительностью военной службы по контракту менее 3 лет, получивших первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г., и изъявивших желание стать участниками НИС.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 9 Закона, подп. "м" п. 13 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 г. N 166 (далее - Порядок) и подп. 12 п. 12 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 (далее - Правила) основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников НИС для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г., является письменное обращение об их включении в таковой.
Согласно п. 13 Порядка, обращения (в письменной форме) военнослужащих, в том числе получивших первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г., о включении их в реестр участников НИС (или реестр) оформляются по форме согласно приложению N к настоящему Порядку, подлежат регистрации в установленном порядке и приобщаются к личным делам военнослужащих.
Из Методического пособия по вопросам обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, изданного Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, усматривается, что датой возникновения основания для включения в реестр, в том числе и той категории военнослужащих, к которой относится ФИО1, изъявивших желание стать участниками НИС, является дата регистрации соответствующего рапорта военнослужащего в журнале учета служебных документов.
В силу п. 12 этого же Порядка, при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет список данных для включения военнослужащего в реестр по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и представляет его на подпись начальнику кадрового органа воинской части (должностному лицу, ответственному за планирование и организацию работы с военными кадрами) и командиру воинской части. К списку для включения в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия рапорта военнослужащего (для военнослужащих, имеющих право на добровольное участие в НИС);
б) копия паспорта военнослужащего;
в) копия первого контракта военнослужащего (для сержантов, старшин, солдат и матросов - копия второго контракта);
г) в случае превышения трехмесячного срока с даты возникновения основания для включения в реестр до даты фактического представления списка командиру воинской части - объяснение ответственного должностного лица воинской части о причинах превышения установленного срока. Одновременно со списком для включения в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет и приобщает в личное дело военнослужащего личную карточку участника НИС по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом.
В соответствии с п. 14 Порядка, воинские части, дислоцируемые на территории Московской области, представляют документы в отдел.
Согласно п. 15 Порядка, региональное управление жилищного обеспечения осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения их в реестр по форме согласно приложению N 3 к этому Порядку. Если документы, представленные воинской частью, оформлены с нарушением требований настоящего Порядка или представлены не в полном объеме, региональное управление жилищного обеспечения возвращает их в воинскую часть в течение 5 рабочих дней для оформления надлежащим образом.
Как видно из материалов дела, ФИО1 проходит военную службу по контракту в должности начальника расчета автоматизированных средств управления зенитной ракетной батареи войсковой части N, дислоцирующейся в Московской области, которая входит в состав войсковой части N, в которой на момента написания рапорта от 1 апреля 2013 г. она и проходила военную службу.
Согласно копии рапорта ФИО1 от 1 апреля 2013 г., она обратилась к командиру войсковой части N с просьбой о включении ее в реестр участников НИС. На оборотной стороне этого документа имеется отметка о его регистрации 1 апреля 2013 г. под N 597.
Из копии журнала учета входящих служебных документов войсковой части N за период с 9 января по 29 мая 2013 г. следует, что указанный рапорт зарегистрирован в нем 1 апреля 2013 г. под N 597.
Согласно копии сводного списка военнослужащих для включения их в реестр участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих по ВДВ, утвержденного командиром войсковой части N 17 апреля 2013 г., ФИО1 была внесена в указанный список и определена к 13 категории участников НИС, то есть к категории военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г., и изъявивших желание стать участниками НИС.
Кроме того, командиром войсковой части N в отношении ФИО1 была составлена и подписана личная карточка участника НИС, в которой в качестве основания для включения в реестр указан ее рапорт от 1 апреля 2013 г. N 597.
Согласно списку данных для включения военнослужащего в реестр от 2 декабря 2013 г., подписанному командиром войсковой части N, ФИО1 была указана в нем, как участник НИС. Действительно, в этом списке датами подачи рапорта и возникновения основания для включения в реестр значатся 6 марта 2012 г.
Вместе с тем, вопреки доводам представителя административного ответчика, само по себе непредставление подлинников документов, так же как и указание в графе "Основание для включения в реестр" списка данных и сводного списка разных дат подачи рапорта, не может свидетельствовать о недостоверности этих доказательств.
В силу ч. 3 ст. 70 КАС РФ подлинники документов представляются в суд в случае, если в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом обстоятельства административного дела подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию суда, если невозможно разрешить административное дело без подлинников документов или представленные копии одного и того же документа различны по своему содержанию. Указанные обстоятельства судом первой инстанции установлены не были, соответственно у суда первой инстанции не имелось оснований для истребования подлинников документов. Более того, об истребовании таковых представителем административного ответчика ходатайств не заявлялось.
Таким образом, судебная коллегия отмечает, что данная судом первой инстанции оценка представленных доказательств соответствует требованиям ст. 84 КАС РФ, и оснований не согласиться с ней не имеется.
Поскольку на момент написания и регистрации рапорта ФИО1 от 1 апреля 2013 г. действовала Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2009 г. N 30, документы, необходимые для включения ФИО1 в реестр участников НИС, согласно п. 13 этой Инструкции, были направлены в полном объеме в адрес заместителя начальника отдела строительства Воздушно-десантных войск и Федерального государственного казенного учреждения "Западного регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Однако уведомления о включении, либо об отказе во включении в реестр участников НИС административного истца в войсковую часть N не поступало.
В соответствии с п. 14 приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166 "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации", вступившего в силу в июне 2013 г., воинские части, дислоцируемые на территории Московской области, представляют документы в первый отдел Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно копии препроводительного письма Врио командира войсковой части N от 22 октября 2015 г. N 581, для включения административного истца в реестр участников НИС в адрес отдела были направлены необходимые документы в отношении ФИО1, в том числе копия ее рапорта.
Вместе с тем в связи с наличием недостатков в представленных документах, заместитель начальника отдела в письме от 20 ноября 2015 г. N 1816НИС, просил установить и подтвердить документально фактическую дату возникновения основания для включения в реестр участников НИС ФИО1, подготовить и заверить установленным порядком документы и направить их с материалами разбирательства в отдел.
В целях исправления недостатков командир войсковой части N 1 февраля 2016 г. (исх. N 55) направил требуемые документы, однако письмом начальника отдела от 20 февраля 2016 г. N 245НИС, сообщено, что указанные ранее недостатки устранены не были, а также обращено внимание на то, что на представленной копии журнала учета служебных документов отсутствует отметка о его принадлежности к воинской части.
Несмотря на представление командиром войсковой части N 18 апреля 2016 г. (исх. N 219) в адрес начальника отдела копий: рапорта ФИО1, инвентарного журнала учета дел, книг и журналов, находящихся на архивном хранении в войсковой части N за 2013 г., журнала служебных документов (входящих) N 14 за 2013 г., заместитель начальника отдела 28 апреля 2016 г. (исх. N 525НИС) отказал во включении ФИО1 в реестр участников НИС, поскольку на поданном ею 1 апреля 2013 г. рапорте с просьбой о включении ее в реестр участников НИС отсутствует резолюция командира войсковой части N, что, по мнению должностного лица, свидетельствует о непредставлении этого рапорта на рассмотрение командира воинской части.
Вместе с тем, как правильно указано в судебном решении, основанием для включения ФИО1 в реестр участников НИС является изложенное в письменной форме волеизъявление военнослужащего, а датой возникновения основания для включения ее в этот реестр - дата регистрации обращения, а не поручение по исполнению служебного документа в форме резолюции командира воинской части.
При этом, как объективно усматривается из исследованных судом доказательств, командиры воинских частей, на которых в соответствии с требованиями нормативных правовых актов возложена обязанность по сбору документов и формирования сводного списка военнослужащих для включения в реестр участников НИС, представили в жилищный орган необходимые подтверждения подачи ФИО1 рапорта именно 1 апреля 2013 г.
Поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие резолюции командира воинской части на рапорте ФИО1 от 1 апреля 2013 г., имевшее место не по ее вине, не может ограничивать военнослужащего в его правах, обоснованным является и вывод суда о незаконности решения заместителя начальника отдела от 28 апреля 2016 г. N 525НИС об отказе во включении ФИО1 в реестр участников НИС.
В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в результате полного и всестороннего исследования доказательств, а судебный акт принят на основании правильного применения норм материального права, апелляционная инстанция признает его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - неподлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, 311 и п.1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тульского гарнизонного военного суда от 22 июня 2016 г. по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.