Определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 30 сентября 2016 г. по делу N 33а-1486/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Манохина В.В., Масенина П.Е.,
при секретаре Попове В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 13 июля 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N капитана Зимарина ФИО7 об оспаривании действий начальника отделения (территориального, Тамбовской области - г. Тамбов федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение), связанных со снятием с учёта нуждающихся в жилых помещениях супруги и сына административного истца в качестве членов его семьи.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е., судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, Зимарин, проходящий военную службу с 1991 года, в том числе на офицерских должностях с 1997 года, зарегистрированный с 2003 года по месту прохождения военной службы, проживающий по договору найма, заключенному с матерью его супруги - собственником жилого помещения, по адресу: "адрес", принят с супругой и сыном, 2000 г.р., на жилищный учет с 31 июля 2008 г.
Однако решением начальника отделения от 26 апреля 2016 г. N супруга и сын административного истца сняты с жилищного учета в качестве членов его семьи, поскольку они постоянно зарегистрированы и проживают в вышеуказанном жилом помещении, принадлежащем на праве собственности матери его супруги, как члены семьи собственника.
Считая свои права нарушенными, поскольку его супруга и сын не являются членами семьи собственника этого жилого помещения, Зимарин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение начальника отделения о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях супруги и сына в качестве членов его семьи, восстановив их на данном учете.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Зимарину отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, приведя положения абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 51 и ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 31 Семейного кодекса РФ, указывает на то, что его супруга и сын являются членами его семьи, а не матери его супруги.
Отмечает, что его семья проживает в квартире матери его супруги по договору найма, оплачивая своё проживание.
В этой связи полагает, что суд неправильно истолковал закон, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", что по мнению автора жалобы существенным нарушением норм материального права и является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
В силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Согласно ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005 г. N 675 учётная норма площади жилого помещения установлена в размере 14 кв.м.
Правильно установив, что супруга и сын административного истца с рождения проживают и постоянно зарегистрированы в качестве членов семьи собственника жилого помещения по адресу: "адрес" гарнизонный военный суд пришел к верному выводу об обеспеченности каждого проживающего по этому адресу жилым помещением выше учетной нормы, и, следовательно, об обоснованности решения начальника отделения о снятии супруги и сына административного истца с жилищного учета в качестве членов его семьи.
Ссылка автора жалобы на разъяснения, содержащиеся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14, обусловлена неправильным толкованием им норм материального права.
Так, доводы жалобы о том, что супруга и сын являются членами его семьи, а не матери его супруги, и что его семья проживает в вышеуказанном жилом помещении по договору найма, оплачивая своё проживание, являются несостоятельными, поскольку супруга административного истца и его сын вселялись в квартиру в качестве членов семьи собственника и сохраняют право проживания в нём в таком статусе до настоящего времени.
При таких данных решение гарнизонного военного суда судебная коллегия признает законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба административного истца удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 13 июля 2016 г. по административному исковому заявлению Зимарина ФИО7 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.