судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Макаровой С.А.,
и судей Лукьяновой О.В., Усановой Л.В.
при секретаре Кипкаевой К.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Лукьяновой О.В. дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ по Земетчинсокму району на решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 29 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Макаровой М.С. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Земетчинскому району Пензенской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, о включении в стаж определённого периода работы, о возложении на УПФР обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Включить Макаровой М.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении 1 год = 1 год, период с ДД.ММ.ГГГГ годапо ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год = 1 год 3 месяца в должности заведующей Старо-Мамонгинского ФАП и Русско-Лашминского ФАП Ковылкинской ЦРБ Республики Мордовия, периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ календарно 1 год = 1 год.
Признать за Макаровой М.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью с момента возникновения права с ДД.ММ.ГГГГ.
ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Земетчинскому району Пензенской области назначить Макаровой М.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения у неё права с ДД.ММ.ГГГГ.
Во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Старо-Мамонгинского ФАП и Русско-Лашминского ФАП Ковылкинской ЦРБ Республики Мордовия в льготном исчислении 1 год = 1 год 3 месяца отказать."
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ГУ УПФ РФ в г. Нижнем Ломове Пензенской области Салдаева Р.В., судебная коллегия
установила:
Макарова М.С. обратилась в Земетчинский районный суд с иском о понуждении назначению досрочной страховой пенсии, указав, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного Фонда РФ по Земетчинскому району Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду недостаточного стажа на соответствующих видах работ.
Не соглашаясь с указанным решением, Макарова М.С. просила суд признать вышеуказанное решение комиссии незаконным и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.
В обоснование иска указала, что при определении ее права на пенсию из специального стажа, дающего право на пенсию, необоснованно исключены: период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Старо-Мамонгинского ФАП и Русско-Ламшинского ФАП Ковылкинской ЦРБ Республики Мордовия, которые просила включить в стаж в льготном исчислении ( 1 год как 1 год 3 мес.) и курсы повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, которые просила включить в стаж в календарном исчислении.
Земетчинский районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ по Земетчинскому району Пензенской области просит решение отменить, ссылаясь, что ни одним из Списков, утвержденных постановлениями правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, от 22.09.1999 г N 1066, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, а так же Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет( приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397) не предусмотрена такая должность как " заведующая ФАП".
Из представленных документов невозможно сделать вывод о том, что Макарова М.С. кроме заведующей ФАП выполняла обязанности фельдшера, медсестры, акушерки, то есть функции среднего медицинского персонала.
Податель жалобы полагает, что курсы повышения квалификации не могут быть учтены в специальный стаж истицы в льготном исчислении, поскольку п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 зачет таких периодов в специальный стаж не предусмотрен.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Нижнем Ломове Пензенской области Солдаев Р.В., действующий по доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Макарова М.С. в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность решения в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Макарова М.С. ( до регистрации брака Костина) была принята на работу в Ковылкинскую ЦРБ МАССР на должность заведующей Ст.-Мамонгинским Ф.П., уволена с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию. С ДД.ММ.ГГГГ принята на должность палатной медицинской сестры в неврологическое отделение Земетчинской ЦРБ, где работает по настоящее время в должности медицинской сестры хирургического отделения. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах с отрывом от производства.
ДД.ММ.ГГГГ Маковрова М.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по Земетчинскому району Пензенской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Земетчинскому району Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении пенсии отказано ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ.
Как следует из материалов дела, протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР по 3еметчинскому району от N от ДД.ММ.ГГГГ Макаровой М.С. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием специального стажа (25 лет) по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Специальный стаж за работу в сельской местности у неё составляет 21 год 7 месяцев 10 дней.
Решением комиссии в специальный стаж работы истца не включен период работы в должности заведующей ФАП Ковылкинской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что нормами ранее действующего пенсионного законодательства, а именно Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санаторно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, должность "заведующая ФАП" не предусмотрена.
Кроме того, в специальный стаж не включены курсы повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, утверждённых Постановлением Правительства от 11.07.2002 года N 516, определён перечень периодов, которые включаются в стаж работы для назначения трудовой пенсии. Период обучения на курсах повышения квалификации данным перечнем не предусмотрен.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и обоснованно пришел к выводу о включении с специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения периоды работы Макаровой М.С. периоды работы в должности заведующей Старо-Мамонгинского ФАП и Русско-Лашминского ФАП Ковылкинской ЦРБ Республики Мордовия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, период с ДД.ММ.ГГГГ годапо ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении ( 1 год как 1 год 3 месяца), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Часть спорного периода работы Макаровой М.С. имел место до 01.01.1992 года, поэтому к спорным правоотношениям подлежит применению Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым льготного исчисления трудового стажа врачей и среднего медицинского персонала в сельской местности для назначения пенсии за выслугу лет не предусматривалось.
В разделе 2 указанного перечня в графе "наименование учреждений" предусмотрены "фельдшерские" и "фельдшерско-акушерские пункты", в разделе наименование должностей содержится должности, в том числе, фельдшеры, акушерки, медицинские сестры- все независимо от наименования должности.
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 регулирует соответствующий порядок, относительно периодов работы до 1 ноября 1999 года.
В соответствии с Перечнем и Списком, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года N 900 в штатных нормативах медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов была предусмотрена должность заведующего (фельдшера, акушерки, медицинской сестры).
В соответствии со списком, утверждённым Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", по периодам работы, протекавшим до 01 ноября 1999 года, зачёту в специальный стаж подлежит работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом работникам, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и три месяца.
Из справки N от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающей выполнение работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следует, что Костина М.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заведующей Старо-Мамонгинского ФАП Ковылкинской ЦРБ (приказ о переводе N от ДД.ММ.ГГГГ). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заведующей Русско-Лашминского ФАП Ковылкинской ЦРБ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ, приказ об увольнении N от ДД.ММ.ГГГГ). Работа выполнялась в течение полного рабочего дня.
Выпиской из приказа N от ДД.ММ.ГГГГ по Ковылкинской ЦРБ подтверждается, что Костина М.С. заведующая Ст. Мамонгинским ФАП была переведена временно с ДД.ММ.ГГГГ заведующей Русско-Лашминским ФАП на период декретного отпуска заведующей ФИО16 с месячным окладом "данные изъяты" за заведование.
Согласно архивной справке N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом муниципального архива администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу начислялась по Старо-Мамонгинскому ФАП Большеазясьского сельского Совета Ковылкинского района Мордовской АССР. Должность в документах по начислению заработной платы указана зав. м/пунктом.
Из справки N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ Республики Мордовия "Ковылкинская межрайонная больница" следует, что штатные расписания за период с 1990 - 1993 годы в ГБУЗ РМ "Ковылкинская межрайонная больница" не сохранились. Макарова (Костина) М.С. работая в Старо-Мамонгинском и Русско-Лашминском ФАПах Ковылкинской ЦРБ заведующей ФАП, выполняла функцию среднего медицинского персонала, так как по диплому имела специальность "Медицинская сестра".
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности, работа в которых подлежала льготному исчислению - 1 год как 1 г.3 мес., период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в календарном исчислении, поскольку в оспариваемый период работы истца право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Суд апелляционной инстанции находит правильным и вывод районного суда о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел выводу, что повышение квалификации является трудовыми обязанностями работника, от этого зависит его профессиональная подготовка, аттестация и присвоение соответствующей категории.
При этом повышение квалификации возлагалась на истца приказом работодателя. Уклонение либо отказ от выполнения приказов администрации могло привести к применению мер дисциплинарного воздействия.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с трудовым законодательством, в спорные периоды по месту работы за истицей сохранялась заработная плата, уплачивались страховые взносы.
Постанавливая решение и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходя из того, что не включая периоды времени курсы повышения квалификации в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик ущемляет право Макаровой М.С. на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное ей ст. 39 Конституцией РФ.
Поскольку курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели место в период работы истицы, который подлежит календарному исчислению, этот период также должен быть зачтен в стаж в календарном исчислении.
С учетом спорных периодов работы истицы, выработавшей необходимый стаж для назначения пенсии на ДД.ММ.ГГГГ, суд законно определилназначит Макарвой М.С. досрочную страховую пенсию по старости с с момента возникновения у нее права, с ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, так как они основаны на представленных доказательствах, и правильном применении и толковании норм материального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм права и сводятся к иной оценке доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 29 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.