Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Юнусовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лемясова А.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
23 августа 2016 г. Лемясов А.А. обратился в Пензенский областной суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности 10 земельных участков с кадастровыми номерами: N, расположенных по адресу: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
В обосновании заявленных требований указал, что кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в Отчете независимого оценщика от 13 июля 2016 г. N по состоянию на 09 июля 2012 г., что затрагивает его права и обязанности как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости.
Административный истец Лемясов А.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доверив представление своих интересов Митрофанову А.В. (доверенность от 15 февраля 2016 г.), который в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области) Балакина О.А., действующая на основании доверенности от 01 октября 2015 г., заявленные требования оставила на усмотрение суда, указав при этом, что привлечение органа кадастрового учета к рассмотрению дела в качестве административного ответчика, необоснованно.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области) Серикова В.В., действующая на основании доверенности от 30 октября 2015 г., против удовлетворения требований возражала, указав, что отчет не соответствует требованиям федеральных стандартов оценки, а именно: площади объектов-аналогов несопоставимы по площадям с исследуемыми земельными участками, при этом оценщик не приводит корректировку на площадь земельных участков.
Представитель заинтересованного лица Правительства Пензенской области по доверенности - Савельева Е.В., разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - администрации Воробьевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, допросив в качестве свидетеля оценщика ФИО12 исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе, путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лемясову А.А. на праве собственности принадлежит 10 земельных участков, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенных относительно ориентира адрес ориентира: "адрес", кадастровая стоимость которых является предметом оспаривания в настоящем деле, а именно: с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 604 557 кв. м, с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 114 298 кв. м, с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1 883125 кв. м, с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 599 600 кв. м, с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 472 986 кв. м, с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 61 602 кв. м, с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 550 077 кв. м, с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 645 620 кв. м, с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1 039 339 кв. м, с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1 079 896 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 48-57), а также договорами купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 58-77).
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет:
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб. (т. 1 л.д. 18-47).
Данная кадастровая стоимость оспаривается в настоящее время.
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установлено, что очередная государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области проведена по состоянию на 01 января 2011 г. и её результаты утверждены постановлением Правительства Пензенской области от 07 сентября 2012 г. N 645 - пП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области".
Спорные земельные участки не вошли в перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки. Их кадастровая стоимость установлена уполномоченным органом на основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности и Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, в соответствии с актами определения кадастровой стоимости земельных участков от 07 ноября 2012 г. (т. 2 л.д. 18-20).
Из кадастровых паспортов земельных участков усматривается, что спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учёт 09 июля 2012 г. (т. 1 л.д. 178-107).
Поскольку сведения о данных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 09 июля 2012 г., датой, по состоянию на которую должна быть определена их рыночная стоимость, следует считать - 09 июля 2012 г.
В обоснование заявленных требований Лемясовым А.А. представлен отчет об оценке от 13 июля 2016 г. N (далее - отчет N), подготовленный оценщиком ООО "Оценка.ру" ФИО13 согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков составила:
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с
кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб. (т. 1 л.д. 114-219).
Указанный отчет получил положительное экспертное заключение от 14 июля 2016 г. N, составленное Некоммерческим партнерством саморегулируемой организации "СВОД" (т. 1 л.д. 220-236).
Суд, исследовав отчет N, допросив в качестве свидетеля оценщика ФИО7, приходит к выводу о том, что отчет выполнен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которым относятся оцениваемые объекты, и по результатам анализа определилценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названных земельных участков. Проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их
характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названных объектов недвижимости.
В отчете объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объектов оценки и приводится обоснование невозможности применения доходного и затратного подходов. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.
Довод представителя Управления Росреестра по Пензенской области о том, что отчет не соответствует требованиям федеральных стандартов оценки, поскольку оценщик не приводит корректировку на площадь объектов - аналогов в силу их несопоставимости с объектами оценки, судом во внимание принят быть не может.
Как следует из вышеназванного отчета, корректировка на площадь оценщиком не вводилась по причине неустановления на основании проведенного анализа цен предложений земельных участков сельскохозяйственного назначения зависимости между площадью земельного участка и удельной ценой предложения.
Указанные обстоятельства были подтверждены оценщиком ФИО7 в ходе допроса в судебном заседании в качестве свидетеля.
Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорных объектах недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах требования Лемясова А.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае административный истец Лемясов А.А. первоначально обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков 23 августа 2016 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2016 г.
Что касается довода представителя административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области о том, что привлечение органа кадастрового учета к рассмотрению дела в качестве административного ответчика необоснованно, суд, отклоняя данный довод, исходит из следующего.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 409-р и пунктами 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденным Приказом Росреестра от 01 ноября 2011 г. N П/331, указанное учреждение находится в ведении Росреестра и к предмету его деятельности относится осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственному учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
На основании приказа Росреестра от 26 декабря 2011 г. N П/531 с 01 марта 2012 г. полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
По делу установлено, что кадастровая оценка спорных земельных участков была определена по правилам статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 24 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (пункт 7).
С учетом указанных обстоятельств, привлечение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области к участию в деле в качестве административного ответчика обоснованно.
Доводы представителя административного ответчика - Правительства Пензенской области о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельного участка не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В силу статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административным ответчиком, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административного ответчика не подлежат.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Лемясова А.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных относительно ориентира адрес ориентира: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования по состоянию на 09 июля 2012 г. в размере их рыночной стоимости, а именно:
с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 604 557 кв. м - "данные изъяты";
с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 114 298 кв. м - "данные изъяты";
с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1 883125 кв. м - "данные изъяты";
с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 599 600 кв. м - "данные изъяты";
с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 472 986 кв. м - "данные изъяты";
с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 61 602 кв. м - "данные изъяты";
с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 550 077 кв. м - "данные изъяты";
с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 645 620 кв. м - "данные изъяты";
с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1 039 339 кв. м - "данные изъяты";
с
кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1 079 896 кв. м - "данные изъяты".
Датой подачи Лемясовым А.А. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 23 августа 2016 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 06 октября 2016 г.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.