Председатель Пензенского областного суда Трифонов В.Н., рассмотрев жалобу генерального директора ООО " Р." Чугуновой О.Б., на решение судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 13 апреля 2016 года по делу по жалобе генерального директора ООО " Р." Чугуновой О.Б. на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области от 19 февраля 2016 года N 55-04-04/16-20 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области от 19 февраля 2016 года N N генеральный директор ООО " Р." Чугунова О.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 13 апреля 2016 года постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области от 19 февраля 2016 года N 55-04-04/16-20 оставлено без изменения.
24 июня 2016 года в Пензенский областной суд поступила жалоба генерального директора ООО " Р." Чугуновой О.Б., в которой изложена просьба об отмене постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения по жалобе на постановление.
Определением заместителя председателя Пензенского областного суда от 6 июля 2016 года жалоба генерального директора ООО " Р." Чугуновой О.Б. принята к рассмотрению.
Истребованное 6 июля 2016 года дело по жалобе генерального директора ООО " Р." Чугуновой О.Б. на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области от 19 февраля 2016 года N по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, поступило в Пензенский областной суд 14 июля 2016 года.
Изучив доводы жалобы генерального директора ООО " Р." Чугуновой О.Б. по материалам дела, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области проведена проверка по соблюдению резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В ходе проверки установлено, что при исполнении контракта от 24 июля 2015 года N, заключенного с компанией-нерезидентом ТОО " А." (Казахстан), ООО " Р." должно было представить в банк справку о валютных операциях по поступившим 11 августа 2015 года денежным средствам в сумме "данные изъяты" рубля от нерезидента в срок не позднее 1 сентября 2015 года. Фактически данная справка представлена 13 октября 2015 года, то есть с нарушением установленного срока на 42 календарных дня.
Поскольку представление справки о валютных операциях в уполномоченный банк осуществлено с нарушением пункта 3.8 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области расценило указанные действия Общества как нарушение более чем на 30 дней срока представления указанных документов, составило протокол об административном правонарушении от 9 февраля 2016 года и постановлением от 19 февраля 2016 года привлекло генерального директора ООО " Р." Чугунову О.Б. к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
С выводами административного органа согласился судья районного суда при рассмотрении жалобы генерального директора ООО " Р." Чугуновой О.Б. на постановление о привлечении к административной ответственности.
Между тем должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области и судьей районного суда оставлено без внимания, что административная ответственность по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции действующей на момент совершения административного правонарушения) наступает за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней.
В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 данного Закона; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно части 4 статьи 5 указанного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ порядок представления резидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение положений названных норм 4 июня 2012 года Центральным банком Российской Федерации утверждена Инструкция N 138-И, регламентирующая порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.
В соответствии с пунктом 3.8 названной Инструкции справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента.
Принимая во внимание, что Инструкцией N 138-И срок исполнения обязанности представления форм учета и отчетности по валютным операциям исчисляется в рабочих днях, следовательно, и количество дней просрочки исполнения этой обязанности должно исчисляться не в календарных, а в рабочих днях.
Срок нарушения исполнения обязанности представления справки о валютных операциях по настоящему делу следует исчислять со 2 сентября 2015 года по день ее фактического представления в банк - 13 октября 2015 года.
Таким образом, срок представления справки о валютных операциях в рассматриваемом случае нарушен на 30 рабочих дней.
Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней квалифицируется в качестве административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 (редакции от 19 декабря 2013 года N 40) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что факт нарушения ООО " Р." срока предоставления справки о валютных операциях на 30 рабочих дней подтверждается собранными по делу доказательствами, состоявшееся по данному делу об административном правонарушении постановление и решение судьи районного суда подлежат изменению: действия генерального директора ООО " Р." Чугуновой О.Б. следует переквалифицировать с части 6.3 на часть 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы генерального директора ООО " Р." Чугуновой О.Б. о малозначительности административного правонарушения, не могут быть приняты во внимание, так как характер совершенного правонарушения, посягающего на охраняемые государством общественные отношения и установленный порядок в области валютного регулирования и валютного контроля и заключающегося в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, не позволяет признать деяние, совершенное Чугуновой О.Б., малозначительным и освободить виновное лицо от наказания по основанию, предусмотренному статьей 2.9 КоАП РФ.
Разрешая вопрос об административном наказании и принимая во внимание в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ сведения о личности Чугуновой О.Б., а также наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, а именно: совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП, впервые, и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, полагаю необходимым назначить генеральному директору ООО " Р." Чугуновой О.Б. административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, председатель суда
постановил:
постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области от 19 февраля 2016 года N, решение судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 13 апреля 2016 года изменить: действия генерального директора ООО " Р." Чугуновой О.Б. переквалифицировать с части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ на часть 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В остальной части постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области от 19 февраля 2016 года N, решение судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 13 апреля 2016 года оставить без изменения.
Председатель Пензенского
областного суда В.Н.Трифонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.