Судья Пензенского областного суда Репина Е.В.,
при секретаре Дурманове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФБУ "Пензенский ЦСМ", в лице директора Катышкина Ю.Г., на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области Беспаловой Е.М. N 62 от 31 марта 2016 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 06 июня 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФБУ "Пензенский ЦСМ",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области Беспаловой Е.М. N 62 от 31 марта 2016 г. ФБУ "Пензенский ЦСМ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 06 июня 2016 г. постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области Беспаловой Е.М. N 62 от 31 марта 2016 оставлено без изменения, жалоба ФБУ "Пензенский ЦСМ", без удовлетворения.
ФБУ "Пензенский ЦСМ" принесена жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления должностного лица и решения суда, прекращении производства по делу, поскольку судом не дана оценка всем доводам, изложенным в жалобе, также просило учесть, что водители прошли медицинский осмотр и медицинское освидетельствование, о чем свидетельствует заключительный акт N 56 от 29.02.2016 и соответствующие медицинские справки о допуске к управлению транспортным средством. В порядке исполнения предписания от 05 мая 2016 г. ФБУ "Пензенский ЦСМ" дополнительно обеспечило прохождение психиатрического освидетельствования работников. Доказательства, положенные в основу принятого постановления, получены с нарушением норм КоАП РФ.
Заслушав объяснения представителя ФБУ "Пензенский ЦСМ" Бакаева М.С., поддержавшего доводы жалобы, представителя государственной инспекции труда в Пензенской области Беспаловой Е.М., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, в период с 23.03.2016 по 25.03.2016 проводилась плановая выездная проверка в отношении ФБУ "Пензенский ЦСМ" в ходе которой были выявлены нарушения трудового законодательства:
- ст. 212, 225 ТК РФ, п. 3.3. Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.03 N1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверке знаний, требований охраны труда работников организации" в ФБУ "Пензенский ЦСМ" допуск к осуществлению погрузочно-разгрузочных работ грузчик Ж.М.А., не прошедший в установленном порядке внеочередную проверку знаний, в связи с вступлением в силу с 01.07.2016 новых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах.
- ст. 212, 225 ТК РФ, п. 10 "Правил по охране труда при работе на высоте", утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 28 марта 2014 г. N 155н допуск Ч.М.А., С.В.В., выполняющих работы на высоте более 1.8. м. с применением средств подмащивания (лестницы металлической), к трудовой деятельности без обучения и проверки знаний требований охраны труда при работе на высоте.
- ст. 212 ТК РФ, п. 2 Приложения N 2, п. 1.3.5., 4.4.3. Приложения N 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н в ФБУ "Пензенский ЦСМ" допуск к работе без проведения в установленном
порядке предварительного (при приеме на работу) медицинского осмотра инженера 1 категории В.Т.Ю. с 12.05.2015, инженера 2 категории И.С.В. с 24.06.2015 по 18 марта 2016 г.
- п. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 6 ст. 213 ТК РФ, п. 1 "Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности", утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. N 695, допуск к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования водителей "данные изъяты"
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления N 62 от 31.03.2016 о привлечении ФБУ "Пензенский ЦСМ" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Факт совершения ФБУ "Пензенский ЦСМ" административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: актом проверки N 115 от 25.03.2015; протоколом об административном правонарушении от 25.03.2016; картами аттестации рабочих мест; фотоматериалами; объяснительной начальника отдела проверки измерений механических величин П.И.Н., заключительным актом от 18 марта 2016 г.; списком сотрудников ФБУ "пензенский ЦСМ" по состоянию на 21.03.2016; картами специальной оценки условий труда.
Статьей 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В ст. 225 ТК РФ также закреплено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Во исполнение данных законоположений Постановлением Правительства РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 утвержден Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда.
Согласно п. 3.3 Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится после происшедших аварий и несчастных случаев на производстве.
Доводы жалобы о том, что правонарушение в части не проведения в установленном порядке очередной проверки знаний грузчика Ж.М.А. является малозначительным, во внимание приняты быть не могут, поскольку требования о проведении внепланового обучения и проверки по охране труда, заявителем выполнены не были.
Правила по охране труда при работе на высоте устанавливают государственные нормативные требования по охране труда и регулируют порядок действий работодателя и работника при организации и проведении работ на высоте п. 1 Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 155н.
Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте проводится в соответствии с требованиями, предусмотренными приложением N 1 к Правилам. Работникам, выполняющим работы на высоте с применением средств подмащивания, а также на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, и успешно прошедшим проверку знаний и приобретенных навыков по результатам проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, выдается удостоверение о допуске к работам на высоте, рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением N 2 к Правилам ( п.10).
Согласно объяснениям начальника отдела проверки измерений механических величин П.И.Н., работники С.В.В. и Ч.М.А. выполняли работы на высоте 1,9 м, что свидетельствует о необходимости проведения проверки знаний охраны труда указанных работников.
Работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абз. 12 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения их пригодности к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), определен в Приложении N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ч. 4 ст. 213 ТК РФ).
Доводы жалобы о том, что п.п. 1.3.5, 4.4.3 Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302 не могут быть применены в спорных отношениях, поскольку проведение медицинских осмотров не является обязательным, являются несостоятельными, так как согласно представленным картам аттестации рабочих мест инженера по метрологии 1 категории и 2 категории, предусмотрена необходимость прохождения медицинских осмотров 1 раз в 2 года (1 раз в 1 год).
Частью 6 ст. 213 ТК РФ установлено, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение требований ст. 213 ТК РФ Федерации Правительством РФ 23.09.2002 издано Постановлением N 695, которым утверждены "Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" (далее - Правила).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" утверждены временная форма направления на психиатрическое освидетельствование, временная форма решения врачебной психиатрической комиссии, временная форма сообщения врачебной комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию работника (далее по тексту - приказ N 705).
Согласно п. 2.2. приказа N 705 освидетельствование работников проводится в точном соответствии с Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источникам повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденными постановлением Правительства - Российской Федерации от 23.09.2002 N 695.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.93 N 377 утвержден "Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности" (далее - Перечень).
Согласно п. 3 Правил освидетельствование работника проводится с целью; определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.
Согласно п. 4 Правил освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, созданной органом управления здравоохранением (далее по тексту - комиссия).
Согласно п. 6 Правил работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем.
Согласно п. 9 Правил комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование.
В ходе проверки не представлены сообщения врачебной комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников ФБК "Пензенский ЦСМ", которые согласно требованиям п. 9 Правил и временной формы (приложение 2 к Приказу N 705) направляются работодателю.
Таким образом, допуск работников ФБУ "Пензенский ЦСМ" к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, подтвержден представленными доказательствами, следовательно, ФБУ "Пензенский ЦСМ" обоснованно было привлечено к административной ответственности за данное нарушение. В правильности данного вывода оснований сомневаться не имеется.
Ссылка заявителя на процессуальные нарушения, не является основанием для отмены вынесенных постановления и решения суда.
Нельзя признать обоснованным довод жалобы о том, что представленные в материалы дела доказательства совершения ФБУ "Пензенский ЦСМ" правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, получены с нарушением закона и их использование не допускается.
Данных о том, что представленные государственным инспектором труда доказательства, были получены с нарушением закона, материалы дела не содержат.
Административное наказание назначено ФБУ "Пензенский ЦСМ" справедливое, в пределах санкции указанной статьи.
Доводы жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, в связи с малозначительностью, несостоятельны и не являются основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи, поскольку совершенное ФБУ "Пензенский ЦСМ" правонарушение посягает на права граждан, регулируемые законодательством о труде и об охране труда.
С учетом характера и степени потенциальной опасности, конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.
При этом применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица и судьи, уполномоченных разрешить дело и рассматривать жалобы.
При таких обстоятельствах, оснований к отмене решения судьи, постановления должностного лица и удовлетворения доводов жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья -
РЕШИЛ:
постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области Беспаловой Е.М. N 62 от 31 марта 2016 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 06 июня 2016 г. оставить без изменения, жалобу ФБУ "Пензенский ЦСМ" - без удовлетворения.
Судья Е.В. Репина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.