Судья Пензенского областного суда Репина Е.В.,
при секретаре Дурманове М.С.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение судьи Пензенского районного суда Пензенской области от 04 июля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении директора МУП "Богословка" Комарова В.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N86-14/К от 01 июня 2016 г. начальника отдела по общепромышленному надзору и государственному строительному надзору по Пензенской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Каракозова В.А.директор МУП "Богословка" Комарова В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в мере 20000рублей.
Решением судьи Пензенского районного суда Пензенской области от 04 июля 2016 г. постановление начальника отдела по общепромышленному надзору и государственному строительному надзору по Пензенской области Нижне- Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Каракозова В.А.N86-14/К от 01 июня 2016 г. отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе представитель Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ледяева К.А., действующая на основании доверенности, ставит вопрос об отмене решения суда, в обоснование доводов, указывая, что лицензируемый вид деятельности, на который МУП "Богословка" предоставлена лицензия, - "эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов" изменен на лицензируемый вид деятельности - "эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", следовательно, МУП "Богословка" обязано было переоформить лицензию NВПН 50-001524 (С) от 30 сентября 2011 г.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения Комаровой В.А., возражавшей против удовлетворения жалобы и просившей решение суда оставить без изменения, объяснения представителей Ростехнадзора по доверенности - Ледяевой К.А. и Ильина С.А., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Объектом рассматриваемого правоотношения выступают правоотношения в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями).
Из материалов дела следует, что МУП "Богословка" 30 сентября 2011 г. выдана лицензия NВПН 50-001524 (С) на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов сроком действия до 30 сентября 2016 г.
Распоряжением N1254/20-РП от 21 марта 2016 г., Нижне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору назначена плановая выездная проверка МУП "Богословка" с целью контроля выполнения и соблюдения организацией обязательных требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, при эксплуатации опасных производственных объектов - системы теплоснабжения МУП "Богословка".
По результатам проверки составлен акт N54-20/14 от 20 мая 2016 г. и протокол N86-14/К от 23 мая 2016 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении директора МУП "Богословка" Комаровой В.А.
Основанием для привлечения директора МУП "Богословка" Комаровой В.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, послужило то обстоятельство, что МУП "Богословка" не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов NВПН 50-001524 (С) от 30 сентября 2011 г., в связи с изменением наименования вида деятельности, что является нарушением п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями), ч.6.1 ст.22 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности (с изменениями и дополнениями).
Отменяя постановление начальника отдела по общепромышленному надзору и государственному строительному надзору по Пензенской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Каракозова В.А., судья районного суда, пришел к выводу об отсутствии в действиях директора МУП "Богословка" Комаровой В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, поскольку лицензия NВПН 50-001524 МУП "Богословка" наэксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов выдана 30 сентября 2011 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона от 04 мая 2011 г. N99-ФЗ (03 ноября 2011 г.), следовательно, в соответствии с ч.4 ст.22 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N99-ФЗ она подлежит переоформлению по истечении указанного в ней срока действия - 30 сентября 2016 г.
Оснований не согласиться с изложенными в решении выводами, не усматриваю.
В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. По смыслу ст. ст. 2.2 и 2.4 КоАП РФ должностное лицо несет ответственность в случае умышленного или неосторожного неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.22 Федерального закона от 04 мая 2011г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном ст. 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.
Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 22-ФЗ) изменена ст. 12 Закона N 99-ФЗ, а именно изменено наименование вида деятельности, подлежащей лицензированию: с "эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов" на "эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности". При этом Закон не содержит требования об обязательном переоформлении уже выданных лицензий.
Указанная норма Закона N 22-ФЗ вступила в силу 1 июля 2013 г.
Законом N 307-ФЗ внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В частности, ст. 22 Закона N 99-ФЗ дополнена ч. 6.1, из содержания которой следует, что в случае изменения наименования вида деятельности, на который выдана лицензия, соответствующая лицензия должна быть переоформлена. При этом ни указанным Законом, ни законами, принятыми позднее, наименование вида деятельности, на который выдается лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, не менялось.
Закон N 307-ФЗ вступил в силу 15 ноября 2014 г.
Таким образом, положение Закона N 99-ФЗ, обязывающее обладателей лицензий переоформлять их при изменении наименования вида деятельности, на который выдана лицензия, вступило в силу позднее, чем изменено наименование вида деятельности на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. При этом ни Закон N 22-ФЗ, ни Закон N 307-ФЗ не содержат положений, указывающих на их применение к правоотношениям, возникшим до их принятия, то есть Законы не имеют обратной силы.
Учитывая, что на момент оформления лицензии и на момент изменения наименования вида деятельности, на который она выдана, лицензия соответствовала действующему законодательству, остался неизменным и перечень осуществляемых организацией работ, выполняемых в рамках лицензии, у МУП "Богословка" отсутствовали основания для обязательного переоформления лицензии со вступлением в силу Закона N 307-ФЗ.
Таким образом, вывод районного суда об отсутствии в действиях МУП "Богословка" Комаровой В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого решения, судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене решения судьи районного суда, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -
РЕШИЛ:
решение судьи Пензенского районного суда Пензенской области от 04 июля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении директора МУП "Богословка" Комарова В.А. оставить без изменения, жалобу представителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ледяевой К.А. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Репина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.