Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Криволаповой Е.А.,
судей Осиповой И.Г., Сицинской О.В.,
при секретаре судебного заседания Калининой Д.А.,
с участием прокурора Ледовской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Воропаева И.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 июля 2016 года по исковому заявлению прокурора Кировского района, действующего в защиту интересов Карнауховой А.В. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района СК, действующий в защиту интересов Карнауховой А.В. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в котором просил обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Карнауховой А.В., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения в установленном порядке.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Карнауховой А.В. по исполнению законодательства в сфере защиты прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что постановлением главы администрации Комсомольского сельсовета от 04.11.2003 N125 Карнаухова А.В. определена в ГОУ "Детский дом"" г. Новопавловска, в связи с лишением К.A.M. и К.В.В. родительских прав.
Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в который была включена Карнаухова А.В..
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства Министерством имущественных отношений СК должно быть предоставлено Карнауховой А.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 июля 2016 года исковые требования прокурора Кировского района, действующего в защиту интересов Карнауховой А.В. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Карнауховой А.В., *** года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям Новоселицкого района Ставропольского края по нормам предоставления площади жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель министерства имущественных отношений Ставропольского края - Воропаев И.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Кировского района Ставропольского края, действующего в интересах Карнауховой А.В., отказать в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного решения, на нарушение судом норм процессуального права, на неправильное применение судом норм материального права, а именно, не применение закона, подлежащего применению.
Указывает, что благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края предоставляются данной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края. Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что основанием для принятия решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако суд не принял во внимание то обстоятельство, что Карнаухова А.В. обратилась в министерство с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края лишь 15.02.2016 и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером 1928. Тогда как, согласно действующему порядку, жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных, специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края (пункт 6 Порядка).
Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до Карнауховой А.В.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции, не явились. В силу положений ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения Карнауховой А.В., возражавшей в удовлетворении жалобы, прокурора Ледовскую Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 25.11 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Карнаухова А.В., *** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Согласно представленного в материалы дела решения Кировского районного суда Ставропольского края от 27.10.2003, мать Карнауховой А.В. - К.А.М. и отец - К.В.В. лишены в отношении Карнауховой А.В., *** года рождения, родительских прав, в связи с чем, Карнаухова А.В., *** года рождения на основании Постановления главы администрации Комсомольского сельсовета Кировского района Ставропольского края была N 125 от 04.11.2003 определена в ГОУ "Детский дом" г. Новопавловска.
Из представленной информации Новопавловского отдела Советского филиала ГУП СК "Ставкрайимущество" N 233 от 19.04.2016 следует, что недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности за Карнауховой А.В. не значится.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 19.04.2016 сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Карнауховой А.В. отсутствуют.
Из уведомления министерства образования и молодежной политики Ставропольского края N 9-пд от 15.01.2016 следует, что Карнаухова А.В., *** года рождения, включена в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма в 2015 году.
Также из материалов дела усматривается, что в настоящее время Карнаухова А.В. проживает по адресу: Ставропольский край, с. Падинское, Новоселицкий район, ул. *** д.***.
15.02.2016 года Карнаухова А.В. обратилась в министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени Карнаухова А.В. специализированным жилым помещением не обеспечена.
Следовательно, у Карнауховой А.В., как нуждающейся в жилом помещении, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону специализированное жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничить право данного лица на получение данного жилья.
Действующим законодательством, уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц определено министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Таким образом, суд обоснованно возложил на министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанность по обеспечению жилым помещением Карнауховй А.В.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края - Воропаева И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.