Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Минаева Е.В.
судей
Дубинина А.И., Муратовой Н.И.
с участием секретаря
Богдановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Жукова О.В.,
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 25 мая 2016 года,
по гражданскому делу по иску Жукова О.В. к Главному управлению МВД России по Ставропольскому краю о взыскании единовременной социальной выплаты,
заслушав доклад судьи Дубинина А.И.,
установила:
Жуков О.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в котором просит произвести в его пользу единовременную социальную выплату в размере 7939764 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В обосновании поданного иска указано, что решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 13.05.2014 года N 1/15 Жукова О.В. принят на учёт для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из четырех человек (Жуков О.В., сын - Жуков P.O. 1996 года рождения, дочь - Жукова И.О. 1998 года рождения, сын - Жуков Я.О. 2000 года рождения) под учётным номером 645, исходя из даты подачи заявления и стажа службы в органах внутренних дел. Дополнительно были поставлены на учет в качестве членов семьи истца: сын Жуков И.О. 2003 года рождения, сын Жуков М.О. 2012 года рождения, жена Жукова И.В. Всего состав семьи истца семь человек.
В настоящее время Жуков О.В. проживает с семьёй в составе семи человек - жена Жукова И.В. и пятеро детей по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 429, кв. 59 в квартире общей площадью 56,4 кв.м. по договору найма служебного жилого помещения в общежитии N 60 от 14.09.2013 года. Жилого помещения в собственности Жукова О.В. и членов его семьи не имеется, договор социального найма истцом не заключался.
Стаж службы Жукова О.В. в органах внутренних дел составляет более 10 лет в календарном исчислении, что подтверждается трудовой книжкой.
Истец, ссылаясь на положения Федерального закона N З-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указывает, что имеет право на получение единовременной социальной выплаты, в связи с чем он обратился по вопросу её получения в надлежащий орган исполнительной власти и в установленном порядке признан имеющим право на получение единовременной социальной выплаты.
Из письма ГУ МВД России по Ставропольскому краю (N 9/ж-84 от 16.12.2014 года) следует, что на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ГУ МВД России по Ставропольскому краю принято 1355 сотрудников (граждан). На сегодняшний день все средства, выделенные ГУ МВД России по Ставропольскому краю за период действия указанных социальных гарантий, распределены между сотрудниками органов внутренних дел края в порядке очередности до 78 номера включительно.
Согласно письму Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России (N 22/ж-1054 от 24.03.2015 года причиной не предоставления Жукову О.В. единовременной социальной выплаты является то, что в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 года N 384-ФЭ "О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на единовременные социальные выплаты в 2015 году в объеме 3149,9 млн. рублей и на плановый период 2016 и 2017 годов в объеме соответственно 3086,9 млн. рублей и 3078,1 млн. рублей. Таким образом, единовременная социальная выплата Жукову О.В. будет предоставлена согласно очередности по месту постановки на учёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего финансирования.
По мнению истца, в силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на получение единовременной социальной выплаты не может быть поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование единовременной социальной выплаты на приобретение жилья. Также указал, что он имеет преимущественное право на предоставление социальной выплаты, так как имеет более трех детей.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 25 мая 2016 года, в удовлетворении исковых требований Жукова О.В. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Жуков О.В. просит отменить решения суда первой инстанции, принять по делу новое решение, удовлетворив его исковые требования. Полагает, что в соответствии с ч. 10 ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ он имеет преимущественное право на получение единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, поскольку он является ветераном боевых действий, непосредственно принимал участие в проведении контртеррористических операций на территории Чеченской республики. Считает, что при рассмотрении его исковых требований, судом не было исследовано каких-либо доказательств, подтверждающих доводы ответчика о распределении денежных средств, выделенных из бюджета ГУ МВД РФ по СК между сотрудниками органов внутренних дел, принятыми на учет в 2012 году в порядке очередности до 112 номера включительно.
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав истца Жукова О.В. представителя ответчика Умрихина И.В., обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, в том числе, если сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (ч. 2 ст. 4 Федерального закона).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 5 Федерального закона N 247-ФЗ от 19 июля 2011 года). Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона).
Согласно п. 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Жуков О.В., проходил службу в органах внутренних дел в периоды с 10 ноября 1988 года по 13 июня 1990 года, с 18 марта 1991 года по 24 апреля 2000 года, с 05 марта 2007 года по 23 мая 2014 года и был уволен из органов внутренних дел по статье 82 части 2 пункта 4 (по выслуге лет, дающей право на пенсию) Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации". 10.11.1995 г. награжден Орденом Мужества, 12.10.2007 г. Медалью МВД России "За отличие в службе" - 3-й степени, 27.09.2010 г. Медалью МВД России "За отличие в службе" - 2-й степени, что усматривается из копии трудовой книжки и копий удостоверений (л.д. 10-11, 13-15).
Семья истца состоит из семи человек: истец - Жуков О.В., сын - Жуков P.O. 1996 года рождения, дочь - Жукова И.О. 1998 года рождения, сын - Жуков Я.О. 2000 года рождения, сын - Жуков И.О. 2003 года рождения, сын - Жуков М.О. 2012 года рождения, жена - Жукова И.В. (л.д. 16-23).
28.02.2013 года истец обратился с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Ставропольскому краю (л.д. 51-52).
На основании решения ЦЖБК ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 13.04.2014 г. N 1/15 истец принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из 4 человек (он, сын - Жуков P.O., 1996 года рождения, дочь - Жукова И.О., 1998 года рождения, сын - Жуков Я.О., 2000 года рождения), под учетным номером 645, исходя из даты подачи заявления и стажа службы в органах внутренних дел, что определено п. 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 (л.д. 25-27).
Разрешая исковые требования, суд указал, что истец имеет преимущественное право на получение выплаты, которое должно быть учтено при доведении Главному управлению МВД России по Ставропольскому краю лимитов бюджетных ассигнований для получения единовременной социальной выплаты сотрудникам органов внутренних дел Ставропольского края принятым на данный учет в 2013 году. Поскольку действующим законодательством не предусмотрено право на внеочередное получение социальной выплаты, а также учитывая, что реализация прав одного лица не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц, суд отказал в удовлетворении иска в полном объеме.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанным выводом, поскольку судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов.
Согласно п. 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223, единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Тем самым, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления сотрудникам органов внутренних дел социальных гарантий в виде единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета в порядке очереди и в пределах поступающих ассигнований из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ.
Настаивая на взыскании единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, истец фактически ставит вопрос о предоставлении указанной выплаты во внеочередном порядке. Однако, ни Федеральный закон N 247-ФЗ, ни постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223 "Об утверждении Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" не содержат указаний о внеочередном порядке предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья данной категории граждан. Напротив, в приведенном выше постановлении Правительства Российской Федерации содержится положение о предоставлении такой выплаты в порядке очередности (пункт 31).
Таким образом, вывод суда о том, что оснований для возложения на ответчика обязанности осуществления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не имеется, является правомерным, поскольку реализация прав одного лица не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц, взыскание указанной выплаты во внеочередном порядке нельзя признать законным. Истец вправе получить единовременную выплату в установленном порядке очередности.
Довод жалобы о том, что истец вправе в настоящее время претендовать на единовременную социальную выплату вне очереди на основании ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", из содержания которой усматривается, что сотрудник и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с указанной нормой права преимущественное право на получение социальной выплаты у лица возникает только по отношению к лицам принятым на учет в том же году, что и истец.
Поскольку в настоящее время указанные социальные гарантии распределены между сотрудниками органов внутренних дел принятых на учет в 2012 году, то оснований для удовлетворения требований о внеочередном получении социальной выплаты не имеется.
Бюджетные ассигнования для единовременной социальной выплаты для лиц, поставленных на учет в 2013 году не поступали, что достоверно установлено при рассмотрении настоящего дела, а потому право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" у истца не возникло.
Установление факта нарушения правил ведения журнала очередности нуждающихся в получении единовременной выплаты на жилье, не указывает на нарушение прав истца и не может служить основанием к удовлетворению иска по изложенным выше основаниям.
Исходя из заявленных требований и установленных фактических обстоятельств о том, что социальные выплаты произведены только сотрудникам, поставленным на учет в 2012 году, необходимости для выяснения вопроса о количестве сотрудников принятых на учет в 2013 году, не имелось, поскольку не может повлиять на правильность принятого решения.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований, которые могут повлиять на существо вынесенного решения, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 25 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жукова О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.