Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Дорожко С.И.,
судей: Лукьянченко Р.В, Романовой И.А.,
при секретаре Носаль М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 сентября 2016 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Вандашина В. И. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, возложении обязанности принять на учет в получении жилья,
по апелляционной жалобе истца Вандашина В.И. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 29 марта 2016 года.
заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ - Парщик Г.С., судебная коллегия
установила:
Вандашин В.И. обратился в суд с иском к ответчику. В обоснование указал, что он проходил службу в Вооруженных силах РФ более 20 лет, жилым помещением не обеспечен, проживает в служебном жилом помещении, признан с 03.06.2002 г. нуждающимся в получении жилого помещения и включен в программу "Жилище". Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 29.12.2014 г. установлено, что он утратил право на получение государственного жилищного сертификата. Однако, он не утратил право на обеспечение жилым помещением, поскольку он являлся военнослужащим, был уволен военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы составляет более 10 лет, на жилищный учет в войсковой части он был поставлен. Кроме того, проживание в служебном жилом помещении, а также избрание постоянного места жительства после увольнения являются самостоятельными основаниями для признания военнослужащего, подлежащего увольнению, нуждающемуся в жилом помещении. Просит признать право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, возложить обязанность принять его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, на состав семьи 2 человека по избранному месту жительства.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 29.03.2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Вандашин В.И. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что он имеет право на обеспечение жилым помещением, поскольку оно гарантировано Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих", жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Судом установлено и следует из материалов дела, что Вандашин В.И. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, 30.04.1998 г. уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава части. Продолжительность военной службы составляет 19 лет 05 месяцев 25 дней в календарном исчислении.
Вандашин В.И. включен в список на получение государственных жилищных сертификатов.
Вандашин В.И. проживает совместно с супругой ФИО1 и сыновьями - ФИО2 и ФИО3 в квартире по "адрес".
В сообщении от 10.09.2014 г. на обращение истца ФГКУ "Востокрегионжилье" указано, что военный городок, в котором расположена занимаемая истцом квартира, исключен из перечня закрытых военных городков распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 г. N 1484-р. Основания для обеспечения жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют в связи с тем, что военный городок, в котором проживает истец, не имеет статус "закрытый".
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.6, 15 Федерального закона " О статусе военнослужащих", ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что истцом не представлено доказательств тому, что во время службы, при увольнении с военной службы в установленном законом порядке он обращался с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и был признан таковым органами местного самоуправления по избранному месту жительства, а также с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства истец в установленном законом порядке к ответчику не обращался, проживает в жилом помещении, находящемся в муниципальной собственности, доказательств наличия либо отсутствия в собственности иных жилых помещений на территории РФ на себя и членом семьи не представил, отказал в удовлетворении требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установилосновы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе выделение денежных средств на приобретение жилых помещений.
Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения Глухова В.И. с военной службы был урегулирован вступившим в законную силу Законом Российской Федерации N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих", действующего с 01.01.1998 г.
Согласно пункту 6 статьи 15 указанного Закона военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В силу п.13 вышеуказанного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно - строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
В редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливалось, что ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, которыми с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
В связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" абзац второй пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" утратил силу с 01.01.2011, статья 15 дополнена пунктом 2.1, в редакции от 24.11.2014 N 360-ФЗ, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения
Таким образом, необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.
Реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий и постановкой на соответствующий учет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец обращался к командованию по вопросу обеспечения жилым помещением, не являются основанием для возложения обязанности на ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ о принятии на учет Вандашина В.И., т.к. каких-либо документов, подтверждающих, что истец в установленном законом порядке был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления, так и по месту службы в целях последующего предоставления ему жилого помещения в связи со статусом военнослужащего, не представлено. С учетом даты увольнения истца, того обстоятельства, что истец не обращался с соответствующим заявлением о принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства для реализации своих жилищных прав в соответствии с действующим на дату увольнения порядком обеспечения жилым помещением военнослужащих, и не был принят на учет, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Вандашиным В.И. не приведено правовых оснований к отмене постановленного решения, по существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым решением, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 29 марта 2016 года по гражданскому делу по иску Вандашина В. И. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, возложении обязанности принять на учет в получении жилья, оставить без изменения, апелляционную жалобу Вандашина В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: Дорожко С.И.
Судьи: Лукьянченко Р.
Романова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.