Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Дорожко С.И.,
судей: Лукьянченко Р.В., Романовой И.А.,
при секретаре Носаль М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 сентября 2016 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Глухова В. И. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании незаконным отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет с 01.02.2016 г.,
по апелляционной жалобе истца Глухова В.И. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 16 июня 2016 года.
заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения представителя истца - Тихомирова Д.В., представителя ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации - Парщик Г.С., судебная коллегия
установила:
Глухов В.И. обратился в суд с иском к ответчику. В обоснование указал, что он проходил службу в Вооруженных силах РФ, уволен с военной службы 13.08.1999 г. по достижении предельного возраста пребывания на военной службы. Календарная выслуга лет составляет 24 года, первый контракт заключен до 1998 г. Жилым помещением не обеспечен, имел право на получение государственного жилищного сертификата. Во время прохождения военной службы состоял на учете в качестве нуждающегося в жилым помещениям. Проживает в настоящее время в поселке Токи-2, в закрытом военном городке. Решением от 01.02.2016 г. N ему было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с указанием, что основания для обеспечения его жилым помещение отсутствуют, с чем он(истец) не согласен. Просит признать незаконным решение N от 01.02.2016 г. ФГКУ "Востокрегионжилье" об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи 3 человека по избранному месту жительства в городе Хабаровске и возложить обязанность принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 3 человека по избранному месту жительства, признать его право постановки на учет с 01.02.2016 г.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 16.06.2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Глухов В.И. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что он имеет право на обеспечение жилым помещением, поскольку оно гарантировано Федеральным законом "О статусе военнослужащих", жилым помещением до настоящего времени не обеспечен, на момент увольнения с военной службы состоял на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства, принят на учет до 01.01.2005 г. При увольнении с военной службы в 1999 г. он не был обеспечен жилым помещением.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Судом установлено и следует из материалов дела, что Глухов В.И. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, 13.08.1999 г. уволен с военной службы в запас по пункту "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона " О воинской обязанности и военной службе" ( по достижении предельного возраста пребывания на военной службе).
При увольнении с военной службы Глухову В.И. выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.03.1989 N 237-74, 20.01.1960 N 74 и Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193.
Глухов В.И. проживает совместно с супругой - ФИО1 и дочерью ФИО2 в трехкомнатной квартире, общей площадью 59, 5 кв.м., расположенной по "адрес", предоставленной Глухову В.И. на основании договора найма служебного жилого помещения N от 30 января 2011 г.
Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р военный городок в п.Токи, в котором расположена занимаемая истцом квартира, включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Глухов В.И. обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 3 человека, включая супругу ФИО1 и дочь - ФИО2.
Решением N об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от 01 февраля 2016 г., отказано Глухову С.Г. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая по существу исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.1,3, 15 Федерального закона " О статусе военнослужащих", Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., исходил из того, что истец во время прохождения военной службы не был признан органами местного самоуправления нуждающимся в получении жилого помещения по указанному им месту жительства в г. Хабаровске и не состоял на соответствующем учете; являлся во время прохождения военной службы кандидатом на получение государственного жилищного сертификата, однако его не получил, проживает в закрытом военном городке, в связи с чем имеет право на обеспечение его жилым помещением посредством получения и реализации государственного жилищного сертификата по категории граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка, что ответчиком не оспаривается, отказав в удовлетворении требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установилосновы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе выделение денежных средств на приобретение жилых помещений.
Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения Глухова В.И. с военной службы был урегулирован вступившим в законную силу Законом Российской Федерации N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих".
Согласно пункту 6 статьи 15 указанного Закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В силу п.13 вышеуказанного Федерального закона, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно - строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
В редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливалось, что ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, которыми с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
В связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" абзац второй пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" утратил силу с 01.01.2011, статья 15 дополнена пунктом 2.1, в редакции от 24.11.2014 N 360-ФЗ, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения
Таким образом, необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.
Реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий и постановкой на соответствующий учет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Глухов В.И. на момент увольнения был принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства, судебная коллегия отклоняет, т.к. сведений о принятии на учет Глухова В.И. материалы дела не содержат.
Каких-либо документов, подтверждающих, что истец в установленном законом порядке был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления, так и по месту службы в целях последующего предоставления ему жилого помещения в связи со статусом военнослужащего, не представлено, а выданное удостоверение подтверждает дату увольнения Глухова В.И. с военной службы и основания увольнения, а также право на льготы, но не свидетельствует о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с установленным порядком.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Глуховым В.И. не приведено правовых оснований к отмене постановленного решения, по существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым решением, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 16 июня 2016 года по гражданскому делу по иску Глухова В. И. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании незаконным отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет с 01.02.2016 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу Глухова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: Дорожко С.И.
Судьи: Лукьянченко Р.В.
Романова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.