Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Хуснутдиновой И.И., Галенко В.А.,
при секретаре Никитченко С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Балханова Д. Ю. на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 09 июня 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Хабаровске о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Хабаровске об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., пояснения представителя Балханова Д.Ю. - Шелахаевой И.Ф., судебная коллегия,
установила:
Балханов Д.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Хабаровске о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Хабаровске N от 08.02.2016 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указал, что 01.12.2015г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации, с зачетом в специальный стаж по указанному основанию периодов работы в должности бортпроводника. Решением комиссии от 08.02.2016 года N в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа работы. В настоящее время он работает в должности бортпроводника в ОАО "Авиакомпания "Аврора". Согласно летной книжке, его общий стаж с начала летной работы составляет 8344 часов. Полагает указанное решение незаконным и необоснованным, поскольку право на назначение досрочной пенсии имеют как члены летного экипажа, так и члены кабинного экипажа, в том числе и бортпроводники. Его стаж работы в должности бортпроводника составляет более 34 лет, что дает право на получение досрочной пенсии по старости в силу п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 09 июня 2016 года в удовлетворении исковых требований Балханову Д.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе истец Балханов Д.Ю. просит решение суда отменить, как незаконное, в виду неправильного применения норм материального права. В обоснование доводов жалобы излагает обстоятельства дела, указав, что бортпроводники в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, а действующее пенсионное законодательство относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости всех членов экипажа воздушного судна, поскольку основным критерием в данном случае является осуществление полетов в составе экипажа воздушного судна независимо от принадлежности к кабинному или летному экипажу. Согласно судебной практики, решения Пенсионных фондов об отказе в назначении досрочной пенсии по старости и бортпроводникам и бортоператорам отменялись. Кроме того, в обязанности бортоператора не входит управление воздушным судном, несмотря на это, право на досрочное получение пенсии они имеют. Отказывая в удовлетворении иска, суд ставит его в неравное положение с теми бортоператорами, которым в судебном порядке указанная пенсия была назначена и выплачивается, что является дискриминацией в силу ст. 19 Конституции РФ.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Хабаровске Исакова Г.А. просит оставить решения суда без изменения, апелляционную жалобу Балханова Д.Ю.- без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, были извещены по правилам ст.113 ГПК РФ, истец сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Хабаровске просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3,5 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных надлежащим образом и своевременно и месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Балханов Д.Ю. работал в должности бортпроводника в Хабаровском объединенном авиаотряде: с 19.11.2001г. по 21.01.2009г. В период с 01.01.2009г. по 21.01.2009г. не был занят на работах, дающих право на досрочную пенсию, поскольку не осуществлялись полеты. В периоды: с 12.05.2003г. по 28.05.2003г., с 18.05.2005г. по 31.05.2005г., с 05.09.2005г. по 17.10.2005г., с 24.05.2006г. по 24.05.2006г., с 14.05.2007г. по 21.05.2007г., с 04.03.2008г. по 24.03.2008г., с 22.05.2008г. по 23.05.2008г. направлялся на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы с отрывом от работы. С 22.01.2009г. по 21.01.2014г. - в должности бортпроводника в ОАО "Владивосток Авиа". Период работы после регистрации истца в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (17.08.1999) отражен работодателем на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Данный факт подтверждается трудовой книжкой истца и справками, уточняющими особый характер работы и условия труда и подтверждающими постоянную занятость на работах, предусмотренных Списками, в которых указано, что работа Балханова Д.Ю. в качестве бортпроводника в производстве: транспорт, гражданская авиация с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда дает право на досрочную пенсию по старости по позиции 12003000-11217, подраздела 3 раздела XXI Списка N 1, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Также судом установлено, что Балханов Д.Ю. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в чем ему было отказано решением от 08.02.2016г. N, в связи с отсутствием специального стажа 25 лет, требуемого в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 56 Воздушного кодекса РФ, исходил из того, что бортпроводники составляют не летный, а кабинный экипаж, в связи с чем правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях" не обладают.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующем спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных доказательств. Бортпроводники к летному составу не относятся, поэтому право на досрочную страховую пенсию по основаниям, установленным пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" не имеют.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу пп. 13 п. 1 ст. 30 вышеуказанного закона досрочная страховая пенсия назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, применяется Список N 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, согласно п. 3 названного выше Постановления Правительства, в соответствии со ст. ст. 30, 31 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 11.07.2002.
Согласно разделу ХХ1 "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация" Списка N 1, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.1991 N 10, правом на пенсию в связи с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда пользуются бортпроводники (позиция 12003000-11217).
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Таким образом, условием назначения бортпроводникам досрочной страховой пенсии является их постоянная занятость в течение полного рабочего дня выполнением работ бортпроводника воздушного судна гражданской авиации.
Пунктом 1 статьи 56 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников); состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2).
Как следует из буквального толкования п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ летный состав гражданской авиации - это летный экипаж воздушного судна, в который входят командир и другие лица летного состава, при этом бортпроводники к летному составу не относятся.
Право на досрочное назначение пенсии по пп. 13 п. 1 статьи 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" имеют только члены экипажа воздушного судна, имеющие специальное свидетельство летного состава, соответствующую квалификацию, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
Следовательно, работа в должности бортпроводника, старшего бортпроводника дает право на пенсионное обеспечение согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, при достижении возраста 45 лет и наличии необходимого стажа на основании пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", а не по пп. 13 п. 1 ст. 30 названного Закона.
Конституционный Суд РФ в Определении от 19.03.2009 N 260-О-О разъяснил, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
При таких обстоятельствах, установленное разделение пенсионного обеспечения на основе оценки профессиональной деятельности основано на объективно существующих различиях в характере, условиях и степени ответственности труда членов летного и кабинного экипажей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что бортпроводники в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, а действующее пенсионное законодательство относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости всех членов экипажа воздушного судна, поскольку основным критерием в данном случае является осуществление полетов в составе экипажа воздушного судна независимо от принадлежности к кабинному или летному экипажу, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о существовании иной судебной практики по аналогичным спорам, не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом, и для рассмотрения данного дела не имеют преюдициального значения.
Кроме того, из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) от 06.07.2016 года в разделе "Информация для сведения" следует, что из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года отозван ответ на вопрос N 3 о том, имеют ли право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" бортовые операторы воздушных судов гражданской авиации.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 09 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Балханова Д.Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Т.А. Разуваева
Судьи: И.И. Хуснутдинова
Н.В.Пестова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.