Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.В. Кустовой
судей С.И. Дорожко, Т.В. Масловой
при секретаре А.Г. Чирковой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тимофеевой Л. К. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по апелляционной жалобе Тимофеевой Л.К. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 12 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, пояснения представителя ФГКУ "ДАТУИО" И.М. Пуляевской, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимофеева Л.К. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указала, что проживает в жилом помещении по "адрес", на основании договора найма служебного жилого помещения N от 02.02.2007 г. Указанное жилое помещение является единственным местом жительства для истца. С момента вселения и по настоящее время, на жилое помещение присвоен лицевой счет, задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги отсутствует, то есть истец надлежащим образом исполняет свои обязательства по договору социального найма. После ликвидации Анастасьевской КЭЧ района Министерства обороны РФ право оперативного управления на жилое помещение перешло к ответчику. 19.02.2016 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения в собственность в порядке приватизации, на что 17.03.2016 г. получила отказ со ссылкой на то, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. На основании изложенного, истец просила суд признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное по "адрес" в порядке приватизации.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 12 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований Тимофеевой Л.К. отказано.
В апелляционной жалобе Тимофеева Л.К. просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования. Указывает, что отказ суда нарушает гарантированное законом право истца на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Также суд не принял во внимание, что истец долгий период времени проживает в жилом помещении, добросовестно и в полном объеме несет бремя его содержания. Помимо этого жилое помещение является единственным жильем для истца.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, квартира "адрес", была предоставлена Тимофеевой Л.K., на основании договора найма служебного жилого помещения N от 02.02.2007 г.
В настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрирована и проживает Тимофеева Л.K., что подтверждается поквартирной карточкой от 27.04.2016 г. и финансово-лицевым счетом N от 27.04.2016 г.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 г. N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов ФСБ России, в который Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.08.2001 г. N 1035-р включен военный городок Хабаровск-43.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2012 г. N 1801-p военный городок Хабаровск-43 исключен из указанного перечня.
На основании Постановления главы Администрации Хабаровского района N 1414 от 22.12.1994 г., спорное жилое помещение отнесено к служебному, то есть к специализированному жилищному фонду.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, ст.ст. 2, 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 92, 93 Жилищного кодекса РФ, исходил из того, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, находится в оперативном управлении ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, предоставлялось Тимофеевой Л.K. в 2007 г. в качестве служебного, решение о предоставлении спорного жилого помещения на условиях договора социального найма органом местного самоуправления или иным компетентным органом не принималось; законом не предусмотрена обязанность Министерства обороны РФ обеспечивать граждан жильем по договорам социального найма; находящиеся на территории закрытых военных городков жилые помещения подлежали предоставлению в качестве служебного жилья независимо от соблюдения предусмотренного жилищным законодательством порядка включения данных жилых помещений в число служебных, снятие с военного городка статуса закрытого не отменило статус жилого помещения как служебного.
Судебная коллегия соглашается выводами суда первой инстанции, поскольку, они основаны на правильном применении закона и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения Тимофеевой Л.К., было предусмотрено, что Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Спорное жилое помещение предоставлялась Тимофеевой Л.К. Анастасьевской КЭЧ района Министерства обороны РФ. Доказательств нахождения данного жилого помещения в муниципальной собственности, как и доказательств принятия Министерством обороны РФ решения о его передаче в муниципальную собственность стороной истца не представлено.
В соответствии со ст.ст. 28-31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
В силу ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Доказательств того, что Тимофеева Л.К. состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях не представлено, как и доказательств принятия решения о предоставлении Тимофеевой Л.К. спорного жилого помещения, как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма.
Решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор Тимофеевой Л.К. на условиях договора социального найма, уполномоченным органом не принималось, спорное жилое помещение, расположенное на территории военного городка, предоставлено Тимофеевой Л.К. в качестве служебного по линии Министерства обороны РФ.
С учетом изложенного, оснований для вывода о том, что спорное жилое помещение может быть самостоятельным предметом договора социального найма, а у Тимофеевой Л.К. возникло право пользования занимаемым жилым помещением на условиях договора социального найма, не имеется.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (ч. 1). В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2).
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, Государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона РФ установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подп. "м" п. 2 названного Постановления в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Таким образом, действующее законодательство изменение статуса жилого помещения относит к исключительной компетенции собственника. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа, осуществляющего управление жилищным фондом, которым в отношении имущества Вооруженных Сил РФ, является Министерство обороны РФ в лице уполномоченных органов.
Решение об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда уполномоченным органом Министерства обороны РФ не принималось.
Исключение военного городка из перечня закрытых основанием для утраты жилыми помещениями статуса служебных не является и не влечет прекращение такого статуса до принятия соответствующего решения уполномоченным органом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец проживает в спорном жилом помещении длительный период времени, несет бремя его содержания, является ее единственным жильем, правового значения для удовлетворения исковых требований не имеют. Данные обстоятельства не порождают возникновение у нее права пользования спорным объектом недвижимости по договору социального найма. Как было указано ранее, жилое помещение имеет специальное назначение, которое на момент рассмотрения дела изменено не было.
Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 12 июля 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению Тимофеевой Л. К. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимофеевой Л.К. - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи С.И. Дорожко
Т.В. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.