Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А. Разуваевой
судей Н.В. Пестовой, В.А. Галенко
при секретаре С.А. Никитченко
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Звонова Ю. В. на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 05 июля 2016 года,
по иску Звонова Ю. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности засчитать трудовой стаж.
Заслушав доклад судьи Н.В. Пестовой, объяснения Ю.В. Звонова, судебная коллегия
установила:
Звонов Ю.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности засчитать трудовой стаж.
Требования мотивированы тем, что 18.08.2015 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости и просил засчитать в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающим право на получение льгот, время срочной военной службы в г.Анива, Сахалинской области в период с 27.10.1979 года по 20.10.1981 года (1 год 11 месяцев 24 дня). Решением ответчика от 17.11.2015 года отказано в назначении пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа и включении в его специальный стаж периода работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и периода прохождения военной службы в Советской Армии с 27.10.1979 года по 20.10.1981 года (1 год 11 месяцев 24 дня). Полагает, что решение является незаконным, поскольку нарушает его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Просил суд с учетом уточненных требований, признать незаконным решение N от 17.11.2015 года об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить период прохождения им срочной военной службы с 27.10.1979 года по 20.10.1981 года (1 год 11 месяцев 24 дня) в рядах Советской Армии в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; период службы в ОВД Ольгинского района с 01.02.1994 года по 03.11.1997 года (03 года 09 месяцев 02 дня) и учесть льготное исчисление выслуги, в стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на назначение досрочной пенсии; обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию со дня исполнения 55 лет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика рассчитать и выплатить пенсию, неполученную в связи с отказом в ее назначении.
Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 05 июля 2016 года исковые требования Звонова Ю.В. удовлетворены частично и постановлено.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края N от 17.11.2015 года в части отказа во включении в специальный стаж период срочной военной службы в г.Анива, Сахалинской области с 27.10.1979 года по 20.10.1981 года.
Включить Звонову Ю.В. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ранее достижения пенсионного возраста, периоды срочной военной службы с 27.10.1979 года по 20.10.1981 года в г.Анива, Сахалинской области, в льготном исчислении стажа, как за работу в районах Крайнего Севера и в местностях приравненных к районам Крайнего Севера.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края назначить Звонову Ю.В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением, с 18.08.2015 года.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Звонов Ю.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что суд необоснованно обязал ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 18.08.2015 года, т.к. первоначально с заявление о назначении досрочной трудовой пенсии он обратился к ответчику 03.03.2014 года и не включил в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии службу в органах внутренних дел.
Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Управления Пенсионного фонда РФ в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.
Истец Звонов Ю.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить и принять новое - об удовлетворении его требований в полном объеме.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утратил силу с 1 января 2015 года) трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно ч.2 ст.33 указанного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 ч.1 настоящей статьи настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В силу ч.ч.3, 4 ст.30 данного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г. предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 г. N 181, период их действительной срочной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года N 1029 (с изменениями и дополнениями) Сахалинская область отнесена к районам Крайнего Севера, г.Анива Сахалинской области отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из указанных выше норм права и установленных обстоятельств того, что истец проходил действительную срочную службу в районах Крайнего Севера и устроился на работу в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в течение трех месяцев после увольнения в запас, следовательно, имеет право на включение спорного периода в стаж работы в особых климатических условиях (РКС) и досрочное назначение пенсии.
В соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Аналогичные нормы содержались в ст.25 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", утратившей силу с 1 января 2010 года.
Согласно ст.11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
Порядок определения страхового стажа установлен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.
При этом законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж (в районах Крайнего Севера и т.п.).
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что период прохождения истцом службы в органах внутренних дел в районе Крайнего Севера не может быть засчитан в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение льготной пенсии, соответствует положениям подлежащего применению закона.
Довод жалобы о неправильном определении судом даты назначения досрочной трудовой пенсии по старости судебная коллегия находит несостоятельным.
Как указывалось выше, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Согласно учету обращений граждан (л.д.59) первоначально Звонов Ю.В. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края 21.10.2014 года. Однако из данного обращения невозможно установить основания обращения истца к ответчику.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Звоновым Ю.В. представлена расписка-уведомление о приеме и регистрации заявлений УПФР в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края, в котором значится дата приема 03.03.2014 г., однако судом апелляционной инстанции данная расписка не может быть признана допустимым доказательством, поскольку из данного документа невозможно установить основания обращения, в данном документе отсутствуют подписи сотрудников УПФР, которыми проводилась работа с истцом.
Фактически доводы в апелляционной жалобе, основанные на иной оценке доказательств по делу, неправильном толковании норм материального права, не может повлечь отмену или изменение правильного решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, ранее занятой стороной истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой судом дана мотивированная оценка, и не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 05 июля 2016 года, постановленное по гражданскому делу по иску Звонова Ю. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности засчитать трудовой стаж оставить без изменения, апелляционную жалобу Звонова Ю. В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи Н.В. Пестова
В.А. Галенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.