Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Равинской О.А.,
судей Кутузова М.Ю., Гушкана С.А.,
при секретаре Кузнецовой В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи М.Ю. Кутузова
3 октября 2016 года
дело по апелляционной жалобе ПАО "Автодизель" (ЯМЗ) на решение Дзержинского районного суда г.Ярославля от 07 июля 2016 года, которым постановлено:
"Взыскать с ПАО "Автодизель" (ЯМЗ) в пользу Куропаткова А.К. доплату за работу в вечернее и ночное время за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб., а всего "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
В остальной части исковые требования Куропаткова А.К. оставить без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Автодизель" (ЯМЗ) государственную пошлину в доход бюджета города Ярославля в сумме "данные изъяты" руб.".
По делу установлено:
Куропатков А.К. работает в ОАО "Автодизель" в цехе N ( "данные изъяты"), "должность"
Куропатков А.К. обратился в суд с иском к ОАО "Автодизель" (в настоящее время ПАО) о взыскании недополученной заработной платы - доплаты за работу в вечернее и ночное время за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере "данные изъяты" рубля, компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу установлен непрерывный, двухсменный, скользящий, 4-х бригадный график работы, с рабочей сменой 11,5 часов (график прилагается). При этом, часть рабочего времени приходится на работу в ночное и вечернее время. До ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с коллективным договором предприятия, эти часы работникам цеха оплачивались, как и всем работникам завода, работающим в сменном режиме, в повышенном размере (вечерний - с доплатой 20%, ночные - 40%). Однако, с ДД.ММ.ГГГГ года работодатель изменил истцу размер оплаты за работу в вечернее и ночное время: доплата за ночное время составила только 20%, а вечерний часы вообще перестали дополнительно оплачиваться. Работодатель мотивировал это тем, что вновь принятым коллективным договором предусмотрена доплата за работу в вечернее и ночное время только тем работникам, которые работают в многосменном режиме работы. Истец поставлен в неравное положение по сравнению с другими работниками предприятия, которым в соответствии с п N коллективного договора работа в вечернее и ночное время оплачивается в более высоком размере (вечернее-20%, ночное- 40%). В данном случае коллективный договор предприятия нарушает условия Отраслевого тарифного Соглашения по машиностроительному комплексу Российской Федерации, к которому предприятие присоединилось, и выполнение которого является обязательным. Согласно пункта N Соглашения, доплата за работу в ночное время должна составлять не менее 40%, а за вечернее время не менее 20%. Более того, работа в ночное время, в соответствии со ст. 154 ТК РФ, считается отклонением от нормальных условий труда, поэтому оплата его должна производиться в повышенном размере.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в иске.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя ПАО "Автодизель" по доверенности Морозова М.Ю., возражения на жалобу Куропаткова А.К., изучив материалы дела, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит основания для отмены постановленного судом решения.
Удовлетворяя требования о взыскании доплаты за работу в вечернее и ночное время за период трех месяцев, предшествующих обращению в суд( ДД.ММ.ГГГГ.), что с учетом периода расчета в организации ответчика(до "данные изъяты" числа следующего месяца) составил период с ДД.ММ.ГГГГ, суд исходил из того, что ответчиком было нарушено право истца на оплату рабочего времени в ночные и вечерние часы.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и нормах законе.
Ответчик в жалобе ссылается на возможность определения работодателем в коллективном договоре вида, систем оплаты труда, пересмотра размеров тарифных ставок, форм материального поощрения, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях отклоняющихся от нормальных, на основе экономического обоснования и по согласованию с соответствующими органами Профсоюза и что такие действия не противоречат отраслевому соглашению.
Такие доводы являются несостоятельными по следующим причинам.
Из материалов дела следует, что Куропатков А.К. работает в ОАО (в настоящее время ПАО) "Автодизель" (ЯМЗ) в цехе N ( "данные изъяты"), "должность". Работодателем установлен график работы: непрерывный, двухсменный, скользящий, 4-х бригадный с рабочей сменой 11,5 часов. Часть рабочего времени при этом приходилась на работу в вечернее и ночное время.
Пунктом N Коллективного договора ОАО "Автодизель" (ЯМЗ) на ДД.ММ.ГГГГ установлена всем работникам Предприятия, работающим в многосменном режиме, в случаях, если время их работы по установленному графику совпадает с вечерним (с 18-00 до 22-00) или ночным (с 22-00 до 6-00) временем доплата: за работу в вечернее время - 20 %, за работу в ночное время - 40 % часовой тарифной ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время в соответствующих периодах. Работникам, работающим не в многосменном режиме, за время работы, совпадающее с ночными ( с 22-00 до 6-00) установлена доплата за ночное время в размере 20 % часовой тарифной ставки или оклада за фактически отработанное время.
Такой пункт коллективного договора не мог применяться к рассматриваемым обстоятельствам по иску Куропаткова А.К. по следующим основаниям.
Согласно статье 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Согласно пункта 1.2.2 Отраслевого тарифного Соглашения по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2014-2016 годы, участники соглашения в лице работодателей - Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Союз машиностроителей России, действующий на основании своего Устава.
Из пояснений представителя ПАО "Автодизель" (ЯМЗ) следует, что предприятие входит в состав Союза машиностроителей ЯО, который входит в Союз машиностроителей России, следовательно, организация ответчика является участником данного соглашения.
Согласно пункту 1.3 отраслевого соглашения, такое соглашение по машиностроительному комплексу является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
Согласно части 1 и части 8 статьи 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В силу статьи 48 ТК РФ соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением. Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в третьей и четвертой настоящей статьи. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
В соответствии с пунктом 2.3, 2.5 отраслевого соглашения, действие распространяется на работодателей и работников состоящих в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном действующем законодательством и настоящим Соглашением. Условия коллективных договоров и соглашений Организаций должны соответствовать законодательству и настоящему Соглашению.
В соответствии с пунктом 5.5 отраслевого соглашения, работодатель в соответствии с законодательством и коллективным договором устанавливает доплату: за работу в вечернюю смену (с 18-00 до 22-00) не менее 20 % часовой тарифной ставки за каждый час работы; за работу в ночную смену (с 22-00 до 6-00) - не менее 40 % часовой тарифной ставки за каждый час работы.
Соглашение является основой для заключения, в том числе и коллективных договоров в организациях машиностроительной отрасли. Соглашение в силу прямого указания в законе применяется непосредственно и его условия не могут игнорироваться работодателем. Соглашением непосредственно предусмотрены минимальные доплаты за вечерние(20%) и ночные(40%) часы работы. Учитывая, что коллективный договор, являясь локальным актом, имеет меньшую юридическую силу, чем отраслевое соглашение федерального значения, содержащее нормы трудового права, с учетом участия в отраслевом соглашении, ответчик обязан выполнять требования отраслевого соглашения.
В п. N коллективного договора установлена разная оплата указанного времени различным категориям работников, в то время как согласно п. 5.5 Отраслевого тарифного соглашения по машиностроительному комплексу РФ на 2014-2016 гг. для всех категорий определена доплата за работу в вечернюю смену и ночную смену.
Согласно статьи 9 ТК РФ коллективный договор не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению до приведения в соответствие с трудовым законодательством коллективного договора ОАО "Автодизель" (ЯМЗ). В отношении работников подлежат применению нормы Отраслевого тарифного соглашения по машиностроительному комплексу РФ на 2014-2016 гг.
В связи с изложенным, доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Довод жалобы о том, что Куропатков А.К. работает не в многосменном режиме, в связи с чем в соответствии с коллективным договором ему обоснованно определена доплата за ночное время работы в размере 20 % часовой тарифной ставки не состоятелен.
Из материалов дела видно, что Куропатков А.К. работает непрерывно в двухсменном графике с рабочей сменой 11,5 часов. Часть рабочего времени при этом приходилась на работу в ночное и вечерне время. Понятие многосменного режима Трудовой кодекс РФ не содержит.
Пункт N коллективного договора содержит условие, снижающее уровень гарантий работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативно правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В коллективном договоре содержатся термины, отсутствующие в трудовом законодательстве - "многосменный режим работы", поэтому данное положение не применимо к рассматриваемым обстоятельствам.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что ответчиком было нарушено право истца на оплату работы в вечернее и ночное время в соответствии с отраслевым соглашением.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу ПАО "Автодизель" (ЯМЗ) на решение Дзержинского районного суда г.Ярославля от 07 июля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.