Судья Астраханского областного суда Маштачкова Л.Ф., при секретаре судебного заседания Ковалевой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора дорожного надзора отдела по организации надзорной деятельности УГИБДД УМВД России по Астраханской области Овчинникова Д.В. на постановление " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования " ... " Полумордвинова О.А.
установил:
постановлением " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы администрации муниципального образования " ... " Полумордвинова О.А. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В жалобе государственный инспектор дорожного надзора отдела по организации надзорной деятельности УГИБДД УМВД России по Астраханской области Овчинников Д.В. ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного решения ввиду существенного нарушения норм процессуального права .
В судебное заседание глава администрации муниципального образования " ... " Полумордвинов О.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о невозможности участия в судебном заседании не представлено, в связи с чем суд определилрассмотреть дело в отсутствие данного лица.
Изучив материалы дела, заслушав государственного инспектора дорожного надзора отдела по организации надзорной деятельности УГИБДД УМВД России по Астраханской области Овчинникова Д.В. поддержавшего доводы жалобы, представителя Полумордвинова О.А. - Кожевникову Е.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему выводу.
Административная ответственность по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Статьями 15, 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N131, Устава муниципального образования " ... ы" к полномочиям администрации МО " ... " относится деятельность по содержанию автомобильных дорог общего пользования. Данная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ КоАП РФ судья, должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что 20 октября 2015 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Астраханский области в адрес главы администрации МО " ... " Полумордвинова О.А. вынесено представление N об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности (дорожного движения), из которого следует, что на перекрестке улиц Волжская и Богдана Хмельницкого ежегодно имеет место большое количество дорожно-транспортных происшествий.
Однако, в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004 на данном перекрестке до настоящего времени не установлен светофорный объект, что приводит к совершению дорожно-транспортных происшествий, связанных с столкновением транспортных средств.
"Дата" государственным инспектором дорожного надзора отдела по ОНД УГИБДД УМВД России по Астраханской области подан рапорт о том, что указанное представление не рассмотрено главой администрации муниципального образования, меры по устранению недостатков не приняты.
"Дата" в адрес главы администрации МО " ... " направлено извещение о необходимости "Дата" к 10 часам 00 минут явиться в УГИБДД УМВД России по Астраханской области, для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с неисполнением в установленный срок представления об устранении причин и условий, способствовавших реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности УГИБДД УМВД России по Астраханской области от "Дата" N.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие, если они извещены в установленном порядке,
При этом из смысла указанных выше норм следует, что под надлежащим извещением необходимо понимать такое извещение, которое позволяет лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени составления протокола.
Установлено, что извещение о необходимости "Дата" к 10 часам 00 минут явиться в УГИБДД УМВД России по Астраханской области для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях получено отделом документооборота администрации МО " ... " "Дата" ( последний рабочий день недели).
На момент составления протокола об административном правонарушении от "Дата" сведения о том, что Полумордвинов О.А. надлежаще извещен о времени и месте составления протокола отсутствовали.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, в отношении которого отсутствовали данные о надлежащем извещении.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также пунктом 5 части 1 статьи 12 Устава муниципального образования " ... " к вопросам местного значения города Астрахани относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Астрахани и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Астрахани, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 6.1 Положения - главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции вносить организации предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании подпункта "а" пункта 11 Положения, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением государственного надзора при их капитальном ремонте), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах. Аналогичные положения о полномочиях полиции, структурным подразделением которой является Госавтоинспекция, в ходе проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, содержатся в пункте 21 части 1 статьи 13 Закона N 3-ФЗ.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ей состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела следует, что главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Астраханской области в адрес главы администрации муниципального образования " ... " было направлено представление N об устранении причин и условий, способствующих реализации угрозы безопасности граждан и общественной безопасности (дорожного движении).
Как следует из представления отсутствие светофорного объекта на перекрестке улиц Волжской и Богдана Хмельницкого приводит к снижению уровня обеспечения безопасности дорожного движения, в результате чего на данном перекрестке имеет место большое количество дорожно-транспортных происшествий, в связи с чем указано на необходимость принятия мер по установке светофорного объекта и о принятых мерах сообщить УГИБДД УМВД России по Астраханской области в установленный законом срок.
По результатам рассмотрения представления администрацией муниципального образования " ... " был дан ответ в установленный законом срок о рассмотрении при формировании перечня мероприятий на 2016 год возможности включения в план-график мероприятия по установке светофорного объекта в зависимости от выделяемых финансовых ассигнований из бюджета муниципального образования.
По своей правовой природе представление не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
Несогласие с ответом должностного лица не свидетельствует о невыполнении требований, изложенных в представлении.
Рассмотрение представления руководителем отраслевого (функционального) органа управления администрации города, в полномочия которого входит о существление организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения, включающей в себя содержание и текущий ремонт автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования " ... " и др. вопросы обеспечения безопасности дорожного движения не противоречит положениям статьи 51 и 52 Устава муниципального образования город "Астрахань" и не свидетельствует о невыполнении требований, изложенных в представлении.
С учетом изложенного, в действиях Полумордвинова О.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" оставить без изменения, жалобу государственного инспектора дорожного надзора отдела по организации надзорной деятельности УГИБДД УМВД России по Астраханской области Овчинникова Д.В. - без удовлетворения.
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.