Судья Иркутского областного суда Карнышов А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области - заместителя главного государственного санитарного врача по Иркутской области С.Н.П. на решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 9 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41,
установил:
Постановлением N ЮЛ/К-0333/16-09 заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области С.Н.П. от 23 марта 2016 года МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учреждению назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 9 июня 2016 года постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, должностное лицо Роспотребнадзора, не соглашаясь с решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 9 июня 2016 года, просит об отмене указанного судебного акта. Указывает, что представленные в материалы дела доказательства с достоверностью подтверждают нарушение санитарных правил и наличие в действиях учреждения состава административного правонарушения по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судьи об отсутствии в материалах дела доказательств того, что учреждение имело возможность для соблюдения санитарных норм и правил, нарушение которых вменено, не основан на фактических обстоятельствах дела. Санитарные правила в силу закона обязательны к исполнению. Доказательств принятия исчерпывающих мер к их выполнению либо невозможности их выполнения в силу объективных причин, учреждением не представлено. Следовательно, учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности за виновное несоблюдение санитарных норм и правил.
В представленном отзыве на жалобу защитник С.С.С., действующая в интересах МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41, не соглашаясь с доводами жалобы, указала, что решение вынесено судьёй законно и обоснованно. Судьёй обоснованно учтено, что определение количества поступающих в дошкольное учреждение детей не входит в компетенцию учреждения, в связи с чем учреждение не имеет возможности соблюдать требования санитарных правил.
Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области С.Н.П., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.
Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, заслушав заведующую МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41 Х.С.В., защитника С.С.С., возражавших против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в представленном отзыве, допросив главного специалиста-эксперта отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Л.Е.В. в качестве свидетеля, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина NN от 2 февраля 2016 года по фактам несоблюдения норм площади на одного ребёнка в групповых (игровых) комнатах, приёма в группы больных детей с кашлем и насморком, в период с 10 февраля 2016 года по 11 марта 2016 года на основании распоряжения NN руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области - главного государственного санитарного врача по Иркутской области П.А.Н. от 8 февраля 2016 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41 законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе проведения проверки выявлено нарушение пункта 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13, а именно, в здании МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41, расположенном по адресу: "адрес": в разновозрастной (данные изъяты) группе (данные изъяты) по списку числится (данные изъяты) детей, площадь по техническому паспорту групповой (игровой) комнаты составляет (данные изъяты), площадь на одного ребёнка составляет (данные изъяты) вместо нормируемых не менее 2,5 кв.м.; в разновозрастной (данные изъяты) группе (данные изъяты) по списку числится (данные изъяты) детей, площадь по техническому паспорту групповой (игровой) комнаты составляет (данные изъяты), площадь на одного ребёнка составляет (данные изъяты) вместо нормируемых не менее 2,0 кв.м.; в подготовительной группе (данные изъяты) по списку числится (данные изъяты) детей, площадь по техническому паспорту групповой (игровой) комнаты составляет (данные изъяты) кв.м., площадь на одного ребёнка составляет 1,3 кв.м. вместо нормируемых не менее 2,0 кв.м.; в средней группе NN "Знайки" по списку числится 31 ребёнок, площадь по техническому паспорту групповой (игровой) комнаты составляет (данные изъяты), площадь на одного ребёнка составляет (данные изъяты) вместо нормируемых не менее 2,0 кв.м.; в подготовительной группе (данные изъяты) по списку числится (данные изъяты) детей, площадь по техническому паспорту групповой (игровой) комнаты составляет (данные изъяты), площадь на одного ребёнка составляет (данные изъяты) вместо нормируемых не менее 2,0 кв.м. В здании МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41, расположенном по адресу: "адрес": во второй младшей группе (данные изъяты) по списку числится (данные изъяты) детей, площадь по техническому паспорту групповой (игровой) комнаты составляет (данные изъяты), площадь на одного ребёнка составляет (данные изъяты) вместо нормируемых не менее 2,0 кв.м.; в средней группе (данные изъяты) по списку числится (данные изъяты) ребёнка, площадь по техническому паспорту групповой (игровой) комнаты составляет (данные изъяты), площадь на одного ребёнка составляет (данные изъяты) вместо нормируемых не менее 2,0 кв.м.; в подготовительной группе (данные изъяты) по списку числится (данные изъяты) ребёнка, площадь по техническому паспорту групповой (игровой) комнаты составляет (данные изъяты), площадь на одного ребёнка составляет (данные изъяты) вместо нормируемых не менее 2,0 кв.м.; в разновозрастной (данные изъяты) группе (данные изъяты) по списку числится (данные изъяты) детей, площадь по техническому паспорту групповой (игровой) комнаты составляет (данные изъяты), на одного ребёнка составляет (данные изъяты) вместо нормируемых не менее 2,0 кв.м. В нарушение пункта 6.12 СанПиН 2.4.1.3049-13 спальня группы (данные изъяты) в здании МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41, расположенному по адресу: "адрес", оборудована раскладными кроватями с жёстким ложем вместо стационарных кроватей.
Установленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для привлечения МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41 к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41 не согласилось с данным постановлением и обжаловало его в Кировский районный суд г. Иркутска.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда не согласилась с выводами должностного лица о доказанности вины учреждения в совершении вменённого административного правонарушения. Ссылаясь на отсутствие доказательств наличия у учреждения объективной возможности соблюдать требования санитарного законодательства, а также невозможность учреждения самостоятельно определять количество поступающих в дошкольное учреждение воспитанников, судья отменила постановление и прекратила производство по делу.
С таким решением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривая в качестве задач производства по делам об административных правонарушениях всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), определяет перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административных правонарушениях (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13), утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26, направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещённых во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1.1) и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (пункт 1.4).
Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения дошкольных образовательных организаций; оборудованию и содержанию территории; помещениям, их оборудованию и содержанию; естественному и искусственному освещению помещений; отоплению и вентиляции; водоснабжению и канализации; организации питания; приёму детей в дошкольные образовательные организации; организации режима дня; организации физического воспитания; личной гигиене персонала (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчёта площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребёнка, и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребёнка.
Таким образом, санитарные правила, не определяя минимально либо максимально допустимое количество детей в группах, устанавливают порядок расчёта площади групповой (игровой) комнаты, исходя из минимальной площади на одного ребёнка, позволяя тем самым дошкольной образовательной организации самостоятельно, исходя из площади имеющихся в распоряжении помещений, определить допустимое количество детей в группе.
По смыслу названных норм на МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41, являющийся дошкольной образовательной организацией, которая в силу закона обязана обеспечить выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, может быть возложена административная ответственность при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от учреждения меры по их соблюдению.
Согласно Уставу МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41 является унитарной некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме муниципального учреждения (пункт 1.5), учредителем которого является МО (пункт 1.6). Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом (пункт 1.7). Основной целью и предметом деятельности учреждения является образовательная деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования (пункт 2.1). Всем находящимся на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого определяется Д., учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (пункт 6.3); изменение назначения имущества учреждения, связанного с целями образования осуществляется на основании соответствующего постановления администрации г. Иркутска при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей (пункт 6.17). Учреждение планирует финансово-хозяйственную деятельность на основе планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения (пункт 7.1). Предложения руководителя учреждения о создании и ликвидации филиалов учреждения, об открытии и о закрытии его представительств подлежат рассмотрению учредителем (пункт 9.1). Учреждение принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приёма воспитанников, режим занятий воспитанников, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников (пункт 11.1); локальные нормативные акты учреждения принимаются путём их утверждения приказом заведующего учреждения с учётом мнения коллегиальных органов управления учреждения, совета родителей (при его наличии в учреждении), представительных и иных коллегиальных органов управления учреждением в случаях, предусмотренным законодательством об образовании (пункт 11.2) (л.д. 76-94).
Следовательно, основанием для привлечения учреждения к административной ответственности с учётом диспозиции части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось отсутствие факта реализации предоставленного законом полномочия, обеспечивающего исполнение обязанности по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Акт проверки содержит результаты проверки, в том числе описание обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении. При этом в протоколе об административном правонарушении должностным лицом Роспотребнадзора указаны нормы санитарных правил и нормативов, которые администрацией не выполнены, а также изложены конкретные признаки бездействия учреждения, образующие состав административного правонарушения.
Таким образом, выводы судьи районного суда явно противоречат закону, поскольку МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41, обладая соответствующими правами и полномочиями в вопросах организации приёма воспитанников, а также распоряжения имуществом, имело возможность выполнить возложенные на него законом обязанности.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьёй не были установлены обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о виновности учреждения в несоблюдении санитарных правил. Так, судьёй не установлена и не проверена объективная невозможность принятия учреждением мер, направленных на увеличение площади игровых комнат с учётом количества детей за счёт переоборудования иных имеющихся в распоряжении учреждения помещений; не исследован вопрос о принятии учреждением мер, направленных на организацию приёма воспитанников в количестве, позволяющем выполнять санитарные правила.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный специалист-эксперт отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Л.Е.В. пояснила, что принимала участие в проверке, подтвердила установление нарушений, отражённых в акте проверки. Кроме того, ссылаясь на требования санитарных правил, согласно которым допустимо переоборудовать помещения дошкольного учреждения под игровые комнаты с соблюдением установленных санитарными правилами требований, указала, что проверкой установлена переполненность по численности групп, которая, создавая угрозу здоровью воспитанников дошкольного учреждения, способствует ухудшению микроклимата в помещениях, приводит к изменению качественного состава воздуха, в том числе снижению содержания кислорода и повышению содержания углекислого газа, как следствие может приводить к отравлению детей углекислым газом, симптомами которого являются головная боль, повышенная сонливость, общая слабость организма, способствует повышенной нагрузке на санитарно-техническое оборудование и влечёт нарушение личной гигиены детей, что также недопустимо.
Для должностного лица Роспотребнадзора, возбудившего настоящее дело, явилось очевидным совершение административного правонарушения. Оснований для недоверия сведениям относительно события правонарушения, изложенным должностным лицом Роспотребнадзора, находившимся при исполнении служебных обязанностей, в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности, не имеется.
Следовательно, не установив принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований норм действующего законодательства, в том числе, путём самостоятельного определения количества воспитанников в группах либо путём увеличения площади помещений, а также наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению юридическим лицом возложенных санитарно-эпидемиологическим законодательством обязанностей и при отсутствии иных обстоятельств, ставящих по сомнение доказанность вины учреждения, судья незаконно и необоснованно отменила постановление о назначении административного наказания и прекратила производство по мотивам недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Кроме того, нарушение учреждением пункта 6.12 СанПиН 2.4.1.3049-13, которое само по себе образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленное в ходе производства по делу и не опровергнутое имеющимися в материалах дела доказательствами, оставлено судьёй без внимания и должной правовой оценки.
Иных сведений, дающих основание полагать наличие по настоящему делу неустранимых сомнений в виновности МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41, материалы дела не содержат.
Изложенное свидетельствует о том, что надлежащая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам судьёй не дана. Выводы судьи являются ошибочными, поскольку не основаны на законе, обстоятельства, установленные судьёй, явно противоречат фактическим обстоятельствам дела и не соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях событие административного правонарушения и другие юридически значимые обстоятельства судьёй районного суда надлежащим образом не установлены и не проверены, в результате чего выводы суда о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, преждевременны и не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Допущенные судьёй Кировского районного суда г. Иркутска нарушения процессуальных требований статей 24.1, 26.1 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, влекущими в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену решения.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41 к административной ответственности не истёк, дело подлежит возвращению в Кировский районный суд г. Иркутска на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить возможность представления доказательств участникам процесса, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства с учётом доводов жалобы, и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.
Жалоба заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области - заместителя главного государственного санитарного врача по Иркутской области С.Н.П. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области - заместителя главного государственного санитарного врача по Иркутской области С.Н.П. удовлетворить.
Решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 9 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41 отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении МБДОУ г. Иркутска детский сад N 41 возвратить на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Иркутска.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.
Судья А.И. Карнышов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.