Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Александровой М.А.
судей Жилкиной Е.В., Малиновской А.Л.,
при секретаре Кауровой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Погорелов В.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, об обязании включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска Пневой Е.Л. на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 24 декабря 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Погорелов В.И. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г.Иркутска, указав в обоснование требований, что 01.10.2015 он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с особыми условиями труда, как работник противочумного учреждения в соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991, раздела XXIV, подраздела 22600000-1754а "Работники, занятые в противочумных учреждениях".
Решением УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска N 906 от 11.11.2015 Погорелову В.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ по Списку N2, не зачтены в стаж на соответствующих видах работ, периоды работы в должности младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока: с 15.01.1988 по 31.12.2001; с 01.01.2002 по 24.01.2002; с 26.01.2002 по 18.02.2002; с 20.02.2002 по 04.05.2002; с 01.06.2002 по 31.07.2002.
Отказ вынесен на основании того, что Иркутский государственный научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока не является учреждением здравоохранения и, соответственно, периоды работы истца в противочумном институте не могут быть включены в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Данный отказ в назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда истец считает незаконным, действия ответчика неправомерными и несоответствующими действующему законодательству.
В связи с изложенным, истец просил суд признать право Погорелова В.И. на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с 55 лет; признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска от 11.11.2015 N 906 в части отказа Погорелову В.И. в назначении досрочной пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ; обязать УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска включить в стаж, дающий Погорелову В.И. право на назначение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда на льготных условиях в двойном размере, период работы с 15.01.1988 по 31.12.2001, и в одинарном размере периоды работы с 01.01.2002 по 24.01.2002, с 26.01.2002 по 18.02.2002, с 20.02.2002 по 04.05.2002, с 01.06.2002 по 31.07.2002; обязать УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с момента обращения за ней - с 01.10.2015; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска судебные издержки, выразившиеся в оплате нотариальных действий: удостоверение доверенности на представительство в судебных органах, в размере 1 100 руб.; судебные расходы на уплату госпошлины в размере 300 руб.
В судебное заседание истец Погорелов В.И. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Бахаров А.А. поддержал доводы искового заявления, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г.Иркутска Самохин П.Г. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении искового заявления в полном объеме.
Представитель третьего лица ФКУЗ "Иркутск НИПЧИ Сибири и ДВ" Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Решением Свердловского районного суда г.Иркутска от 24.12.2015 (с учетом определения об исправлении описки от 12.07.2016) исковые требования Погорелова В.И. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Свердловском районе города Иркутска Пнева Е.Л. просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что научно-исследовательский противочумный институт согласно номенклатуре учреждений здравоохранения, не относится к учреждениям здравоохранения, в связи с чем в стаж на соответствующих видах работ не подлежат зачету следующие периоды работы истца: с15.01.1988 по 31.12.2001, 01.01.2002 по 24.01.2002, с 26.01.2002 по 18.02.2002, с 20.02.2002 по 04.05.2002, с 01.06.2002 по 31.07.2002 в должности младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника Иркутского государственного научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Малиновской А.Л., объяснения представителя Бахарова А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 30 Закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
На основании ч. 4 ст. 30 ФЗ РФ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
В разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" позицией 22600000-1754а Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, предусмотрено, что право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях имеют работники, занятые в противочумных учреждениях (действовал с 01.01.1992).
Аналогичное положение закреплено в разделе ХХVI "Учреждения здравоохранения" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 (действовал до 01.01.1992).
На основании п. 7 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 Министерству здравоохранения Российской Федерации непосредственно подчиняются Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах. В его ведении также находятся противочумный центр, государственные научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля.
Согласно Приложению N 3 к Приказу Минздрава России от 05.02.2004 N 37, в Перечень противочумных учреждений Минздрава России входит Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока Минздрава России.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 упразднено Министерство здравоохранения Российской Федерации, образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В связи с упразднением Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля" утвержден перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, в который входит Государственное учреждение Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока, г. Иркутск.
В соответствии с Положением об организации деятельности Системы противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (приложение N 1), утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 08.05.2008 N 152 "О совершенствовании организации и проведения мероприятий по профилактике чумы", Система противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представляет собой сеть противочумных учреждений, являющихся специализированными федеральными государственными учреждениями здравоохранения, предназначенными для научно-практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за защищенностью населения Российской Федерации от возникновения и распространения заболеваний чумой, а также в области санитарной охраны территории Российской Федерации, профилактики особо опасных и природно-очаговых инфекционных болезней, в том числе, вирусной этиологии (п. 1.1).
Приказом N 509 от 17.05.2011 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержден Устав ФКУЗ "Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока", согласно п. 1 которого последнее является государственным учреждением, осуществляющим оказание государственных услуг и выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Учреждение создано в целях научно-методического и практического обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия по особо опасным, зоонозным, природно-очаговым и другим инфекционным болезням (п. 8).
Как следует из материалов дела, решением УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска N 906 от 11.11.2015 Погорелову В.И. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2, поскольку Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока не относится к учреждениям здравоохранения, не представлены документы, подтверждающие занятость полный рабочий день.
Вместе с тем, судом установлено, что Погорелов В.И. работал полный рабочий день, в течение полной рабочей недели, в спорные периоды, за исключением периодов работы на неполную ставку: с 01.03.1994 по 01.04.1994; с 13.08.1995 по 31.12.1995; на 0,5 ставки: с 01.04.1994 по 18.04.1994; с 13.06.1995 по 13.08.1995; с 01.04.1996 по 31.12.1996; с 17.12.1998 по 22.01.1999, на должности младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника, в особых условиях труда работника, занятого в противочумном учреждении (ФКУЗ "Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока").
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и материальный закон, подлежащий применению, исходил из того, что в спорные периоды Погорелов В.И. работал в учреждении, которое входит в систему здравоохранения и относится к учреждениям здравоохранения с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда; трудовая деятельность осуществлялась Погореловым В.И. в течение полного рабочего дня, поэтому указанные периоды его работы подлежат включению в специальный стаж.
Учитывая, что с учетом включенных судом периодов, при обращении Погорелова В.И. за назначением страховой пенсии по старости 01.10.2015, он имел необходимый специальный стаж для ее назначения досрочно, однако достиг возраста 55 лет 22.10.2015, на ответчика с учетом достижения истцом пятидесятипятилетнего возраста, возложена обязанность по назначению ему досрочной страховой пенсии по старости с 22.10.2015.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку, они подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что периоды работы истца не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ, поскольку противочумный научно-исследовательский институт не может быть отнесен к учреждению здравоохранения, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Проанализировав нормативные акты регулирующие спорные правоотношения, суд пришел к правильному выводу о том, что научно-исследовательский противочумный институт входит в систему учреждений здравоохранения, предусмотренных единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, и относится к учреждениям с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, соответственно, работники, занятые в противочумных учреждениях имеют право на досрочную пенсию в связи с тяжелыми условиями труда по Списку N 2.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые в силу ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 24 декабря 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Александрова
Судьи Е.В. Жилкина
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.