Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Чертковой С.А.,
судей Ринчинова Б.А. и Трофимовой Е.Н.,
при секретаре Кауровой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице ТУФАУГИ в Иркутской области к Шелепову Г.С. об истребовании имущества из чужого незаконного владения
по апелляционной жалобе ТУФАУГИ в Иркутской области на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 17 мая 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований ТУФАУГИ в Иркутской области указано, что между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП "Рослесинфорг" заключен государственный контракт от 14 февраля 2012 года N Р-2К-12/1. По условиям данного контракта предприятие обязалось провести работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках c протяженностью границ 164,7 тысяч километров, в отношении конкретных лесничеств и их частей, расположенных в 41 субъекте Российской Федерации.
На сегодняшний день границы земельных участков государственного лесного фонда уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости. Вместе с тем произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель.
В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства Иркутской области о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда от 13 ноября 2014 года N 91-35-7357/14 с приложением сведений о пересечении границ лесного фонда с границами земель иных категорий Иркутская область, Иркутское лесничество Приморское участковое лесничество Том 1,2,3,4.
Из представленных материалов установлено, что земельный участок с кадастровым номером "номер изъят", площадью 104300 кв.м., адрес (месторасположение): Иркутская область, Иркутский район, "адрес изъят", поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, и принадлежит на праве собственности Шелепову Г.С., что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Местоположение границ спорного земельного участка определено в соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 - ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" путем наложения координат характерных точек его границ, приведенных в кадастровой выписке о земельном участке на координаты характерных точек границ Хомутовского лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат.
Указанный земельный участок частично входит в состав земель лесного фонда Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества, частично расположен на землях лесного фонда по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество и пересекает земли лесного фонда площадью 15049 кв.м.
Данный факт установлен заключением кадастрового инженера ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" N 80 из тома 1 сведений по Иркутскому лесничеству Приморскому участковому лесничеству о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, с определением координат поворотных точек пересекаемой части земельного участка.
Какие-либо мероприятия по переводу участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" относится к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежит на праве собственности государству. Право собственности в настоящее время на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за Шелеповым Г.С., у которого земельный участок находится фактически в незаконном владении.
На основании изложенного, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом просила суд истребовать из владения ответчика в свою пользу часть земельного участка, площадью 15 049 кв.м., с кадастровым номером ( ... ), расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, урочище Западь, по следующим координатам:
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 17.05.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Сабирзянова М.А. выражает несогласие с решением суда, приводит доводы, аналогичные заявленным в обоснование иска, просит принять во внимание, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Заявитель жалобы обращает внимание, что в случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке служит альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключении е о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда. Таким образом, доказательства, приложенные к исковому заявлению, подтверждают факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Заслушав доклад по делу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок площадью 10,43 га с кадастровым номером "номер изъят" с местоположением: Иркутская область, Иркутский район, "адрес изъят" образован из земель коллективно-долевой собственности участников ТОО "Путь Ильича". Выдел данного земельного участка произведен в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в счет земельной доли члена колхоза "Путь Ильича" Ще-Хай-сын А.Т. Право общей долевой собственности Ще-Хай-сын А.Т. зарегистрировано Иркутским райкомземом Комитета по земельным ресурсам м землеустройству Иркутского района 26.07.1996, номер рег. записи 013746, выдано свидетельство на право собственности на землю серии РФ IV-ИРО-06-V N 011336 от 26.07.1997. В свидетельстве указан кадастровый номер участка 38:06:10.
В коллективно-долевую собственность ТОО "Путь Ильича" бесплатно государственные земли общей площадью 11995 га сельхозугодий, в том числе 9 809 га пашни, 623 га сенокосов, 1563 га пастбищ переданы постановлением администрации Иркутского района от 13.11.1995 N 638, принятым в пределах имеющихся у администрации полномочий.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданному нотариусом г. Иркутска Орловой Н.А. 26.05.2000, реестровый N 3667, данный земельный участок перешел в собственность Шелепова Г.С.
По результатам проведения межевых работ сведения о земельном участке с кадастровым номером "номер изъят" внесены в государственный кадастр недвижимости 22.01.2010, участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается материалами кадастрового дела.
Из кадастрового паспорта и материалов кадастрового дела следует, что земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" прошел процедуру государственного кадастрового учета по результатам проведения межевых работ, зафиксированных в межевом плане и являющихся основанием для осуществления кадастрового учета, установлены его точная площадь - 104 300 кв.м, категория земель, на которых он расположен - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства и координаты точек, определяющих границы участка. При этом категория земель и вид разрешенного использования определены в государственном кадастре недвижимости для всей площади земельного участка, без каких-либо особых отметок о том, что какая-либо часть данного земельного участка относится к иным категориям земель, в том числе к землям лесного фонда, или отметок о том, что границы земельного участка "номер изъят" накладываются на границы иных лесных участков.
Данные государственного кадастрового учета не признаны недействительными, недостоверными. Сведений о том, что в состав данного участка входили земли лесного фонда, земли, занятые лесами, в государственном кадастре также не имеется. Доказательств того, что границы указанного земельного участка изменялись, а площадь увеличивалась, истцом не представлено.
Право собственности Шелепова Г.С. на земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.04.2010 в установленном законом порядке и никем не оспорено.
Управлением Росреестра по Иркутской области подтверждено, что в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных при проведении землеустройства по изготовлению свидетельств на право собственности на землю с данными корректировок проекта перераспределения земель ТОО "Путь Ильича" Иркутского района Иркутской области (1995 г., инв. N 7) земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" с местоположением: Иркутская область, Иркутский район, "адрес изъят" расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Оценивая представленные в подтверждение исковых требований схему пересечения границ, план лесонасаждений, карту-схему деления территории лесничества, заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" N 80 о пересечении границ земель лесного фонда, суд пришел к выводу, что данные документы факта наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда не подтверждают, не содержат и не отражают сведений о площади и границах участков лесного фонда, соответствующих требованиям действующего земельного и лесного законодательства. Планы лесных участков, с помощью которых возможно их идентифицировать в соответствии с требованиями статей 4.2. и 4.4. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" истцом в нарушение требований части 1 статьи 56 ГПК РФ не представлено.
Разрешая спор, суд, исходя из предмета и оснований заявленных требований, исследовал и оценил имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, правильно руководствовался положениями статей 209, 301, 302, 303, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 9, 11, 17, 28, 29, 77, 78, 83, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), статей 6, 8, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 5, 7, 22, 38, 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пришел к обоснованному выводу о недоказанности отнесения части спорного земельного участка площадью 15049 кв.м к землям лесного фонда.
При этом суд правомерно указал, что предметом доказывания по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения являются наличие у истца вещного права на спорное имущество, владение ответчика данным имуществом без надлежащего правового основания и указание истцом индивидуально определенных признаков истребуемого имущества. Поскольку истцом истребуется часть земельного участка ответчика, которая не выделена в натуре, границы которой не определены, суд пришел к правильному выводу о неподтвержденности заявленных исковых требований.
Выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
По этим основаниям судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности судебного решения, о неправильной оценке суда доказательствам дела.
Доводы жалобы о том, что приложенные к исковому заявлению доказательства подтверждают факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обоснование исковых требований и доводов жалобы истец ссылается на представление суду необходимых документов, по которым возможно установить пересечение границ спорного земельного участка с границами земель лесного фонда Иркутской области, Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, а именно - на заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" N 80.
В определении о подготовке настоящего дела к судебному разбирательству (л.д. 2-3) судья в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указал юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению судом по данной категории споров, разъяснил сторонам их процессуальные права и обязанности, правильно распределил бремя доказывания по делу, указав истцу на необходимость представления доказательств, подтверждающих наличие права собственности на истребуемый земельный участок и нахождение спорного земельного участка на землях лесного фонда.
Между тем, доказательств, с достоверностью подтверждающих заявленные требования, истцом в материалы дела не представлено, ходатайств об истребовании дополнительных доказательств по делу, а также о проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы представителем истца не заявлено.
Представленное истцом заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" N 80 подготовлено в рамках исполнения государственного контракта от 19.02.2013 N Р-1К-13/1 и представляет собой графическую схему пересечения границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий. Заключение не содержит конкретных координат границ лесного участка Иркутского лесничества, Хомутовского участкового лесничества, а также иных исходных данных, на основании которых можно сделать вывод о наложении спорного земельного участка на указанный в свидетельстве от 30.10.2009 38 АД 067144 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации лесной участок из категории земель лесного фонда с условным номером 38-38-01/146/2009-070, площадью 265 322,65 га с адресом: Иркутская область Иркутский район, Иркутское лесничество. В связи с этим, оценивая данное заключение в совокупности с материалами кадастрового дела и дела правоустанавливающих документов на принадлежащий ответчику земельный участок, суд правильно указал, что оно не является безусловным и достаточным доказательством факта наложения и не подтверждает факт нахождения истребуемого участка в составе земель лесного фонда.
Учитывая, что земельный участок ответчика с кадастровым номером "номер изъят" сформирован и поставлен на кадастровый учет 22.01.2010, то есть до подготовки материалов лесоустройства в отношении участков лесного фонда, что кадастровые работы в отношении принадлежащего истцу лесного участка проводились при наличии в ГКН сведений о земельном участке ответчика с кадастровым номером "номер изъят", и при этом постановка на учет земельного участка истца не была приостановлена, суд правомерно, исходя из положений части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" оценил данное обстоятельство как достоверное свидетельство отсутствия пересечения границ данных земельных участков.
Оценивая представленные истцом выписку из государственного лесного кадастра и карту-схему к данной выписке, суд обоснованно не принял их во внимание, указав на отсутствие в них предусмотренной статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства природы и экологии Российской Федерации от 30.10.2013 N 464 "Об утверждении Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления" документированной информации о составе и границах земель лесного фонда. Надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств и иные материалы лесоустройства с картографическими материалами с указанием границ участков, подтверждающих наложение границ со спорным земельным участком, истцом в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание, что местоположение границ лесного участка с условным номером 38-38-01/146/2009-070 не установлено, при этом наложение (пересечение) границ лесного участка и земельного участка ответчика в государственном кадастре недвижимости отсутствует, судебная коллегия соглашается с выводом суда о недоказанности истцом обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование заявленных исковых требований.
В связи с изложенным аналогичные доводам иска доводы апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о том, что земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" относятся к землям лесного фонда, следует признать несостоятельными.
Следует отметить, что в данном случае имеется спор о границах земельных участков, который не может быть разрешен в пределах заявленных истцом требований.
Ссылка в жалобе на несоблюдение процедуры перевода спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли другой категории на законность решения суда не влияет, поскольку доказательства нахождения спорного участка в составе земель лесного фонда в материалах дела отсутствуют.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения при проверке материалов дела, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 17 мая 2016 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Черткова
Судьи Б.А. Ринчинов
Е.Н. Трофимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.