Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Александровой М.А.,
судей Жилкиной Е.В., Малиновской А.Л.,
при секретаре Кауровой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиминского межрайонного прокурора в интересах Борщевой Е.М. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Иркутской областное бюро судебно-медицинской экспертизы о признании незаконным начисление заработной платы в размере менее установленного минимального размера оплаты труда, взыскании заработной платы,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ГБУЗ ИОБСМЭ Перфильева Д.В. на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 19 мая 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Зиминский межрайонный прокурор, действующий в интересах Борщевой Е.М., обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (далее по тексту - ГБУЗ ИОБСМЭ), указав в обоснование требований, что прокуратурой проведена проверка по обращению Борщевой Е.М. о нарушении ее трудовых прав работодателем ГБУЗ ИОБСМЭ.
В ходе проверки установлено, что Борщева Е.М. была принята на работу в Зиминское СМО ИОБСМЭ санитаром морга с окладом 2430 руб., который в последующем был проиндексирован до 3136 руб. Также ей был установлен районный коэффициент в размере 30%, надбавка к заработной плате за работу в северных районах области в размере 30%. За 20 рабочих дней ноября 2015 года Борщевой Е.М. начислено без учета районного коэффициента и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям 4860,80 руб.
Таким образом, истец получает заработную плату в размере меньше минимального размера оплаты труда для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Работодателем неверно начисляется заработная плата, поскольку он включает районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в минимальный размер оплаты труда, тем самым грубо нарушает право истца на справедливое вознаграждение за труд. Сумма недоначисленной заработной платы за ноябрь 2015 года составляет 1766,72 руб.
В связи с изложенным, прокурор просил суд признать незаконным начисление ГБУЗ ИОБСМЭ заработной платы Борщевой Е.М. в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда за ноябрь 2015 года, взыскать с ГБУЗ ИОБСМЭ в пользу Борщевой Е.М. недоначисленную заработную плату в размере 1766,72 руб.
В судебном заседании помощник прокурора района Руды Н.Н. поддержала исковые требования в полном объеме. Истец Борщева Е.М. в судебном заседании не присутствовала, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представители ответчика ГБУЗ ИОБСМЭ Бережных Н.В. и Соколова О.В. исковые требования не признали.
Решением Октябрьского районного суда г.Иркутска от 19.05.2016 исковые требования Зиминского межрайонного прокурора в интересах Борщевой Е.М. удовлетворены.
Признано незаконным начисление ГБУЗ ИОБСМЭ Борщевой Е.М. заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда за ноябрь 2015 года.
С ГБУЗ ИОБСМЭ в пользу Борщевой Е.М. с правом работодателя на удержание обязательных налоговых платежей, взыскана недоначисленная заработная плата в размере 1766,72 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГБУЗ ИОБСМЭ Перфильев Д.В. просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что ГБУЗ ИОБСМЭ является бюджетным учреждением здравоохранения и выполняет государственный заказ Иркутской области по проведению судебно-медицинских экспертиз. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Полномочия учредителя ГБУЗ ИОБСМЭ выполняет Министерство здравоохранения Иркутской области. На основании п. 1 Приказа Министерства здравоохранения Иркутской области от 10.01.2014 N 1-мпр "О внесении изменений в Примерное положение об оплате труда работников учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области" Приложением 1 к положению об оплате труда работников государственных учреждений установлен рекомендуемый минимальный размер оклада по ПКГ "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня: санитарка" в размере 3136 руб. Должной оклад составляет 3136 руб., поскольку нет повышающего коэффициента по должности.
Рекомендуемые минимальные оклады по профессиональным группам установлены Министерством здравоохранения Иркутской области, исходя из которых в соответствии с утвержденной предельной численностью персонала сформирован фонд заработной платы учреждения. Министерством здравоохранения Иркутской области выделяются субсидии на выполнение государственного заказа из средств областного бюджета, статья расходов на заработную плату подлежит изменению только при распоряжении Министерства здравоохранения Иркутской области.
Считает, что взыскивая не начисленную заработную плату, суд принял решение об обязании лица, не привлеченного к участию в деле - Министерства здравоохранения Иркутской области, выделить дополнительные субсидии на финансирование взысканной заработной платы в пользу Борщевой Е.М.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. заместителя Зиминского межрайонного прокурора Леонтьев К.Е. выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Малиновской А.Л., объяснения представителя ответчика ГБУЗ ИОБСМЭ Соколовой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Зайцевой С.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Борщева Е.М. (до брака Емельянова) 03.04.2006 была принята на работу в ГБУЗ Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы, на должность санитара морга.
Трудовым договором от 31.03.2006, дополнительными соглашениями к нему от 16.11.2011 и от 22.04.2013 определены условия порядка оплаты труда. Установлен оклад в размере 2795 руб., выплаты компенсационного характера: за вредные условия труда 25 % (698,75 руб.), районный коэффициент 30 % (1299,68 руб.), северная надбавка 30 % (1299,68 руб.), выплаты стимулирующего характера: за непрерывный стаж в здравоохранении 30 % (838,50 руб.).
Согласно расчетному листку за ноябрь 2015 года Борщевой Е.М. за 20 рабочих дней начислена заработная плата в размере 7777,28 руб., из которых: оклад 3136 руб., доплата за вредные условия труда 874 руб., за стаж непрерывной работы 940,80 руб., районный коэффициент и северная надбавка начислены по 1458,24 руб., всего к выплате 6766,68 руб.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что заработная плата истца, при условии выработки нормы рабочего времени, не должна быть менее 5956 руб., а с учетом северной надбавки и районного коэффициента не менее 9544 руб. (5956 руб. + районный коэффициент 1458,24 руб. + северная надбавка 1458,24 руб.), при этом размер начисленной заработной платы истцу составляет менее указанной суммы, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу о признании незаконным начисления заработной платы менее минимального размера оплаты труда и взыскании с ГБУЗ ИОБСМЭ недоначисленной заработной платы за ноябрь 2015 года в размере 1766, 72 руб.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд принял решение об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле: Министерства здравоохранения Иркутской области - выделение дополнительной субсидии на финансирование взысканной заработной платы в пользу Борщевой Е.М. несостоятельны, поскольку вопросы, связанные с финансированием не относятся к предмету рассматриваемого спора. Кроме того, согласно Уставу ГБУЗ ИОБСМЭ учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в распоряжении денежными средствами, а в случаях установленных законом, также иным имуществом.
Также согласно материалам дела стороны не ходатайствовали о привлечении к участию в деле Министерства здравоохранения Иркутской области.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и не опровергают выводов суда.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Иркутска от 19 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Александрова
Судьи Е.В. Жилкина
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.