Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Губаревич И.И.,
судей Николаевой Т.В. и Рудковской И.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И. к Ангарскому городскому округу в лице Думы Ангарского городского округа, о признании распоряжения о прекращении трудового договора незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе И. на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 21 апреля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
И. первоначально обратилась в суд с иском к Ангарскому муниципальному образования в лице Думы Ангарского муниципального образования об оспаривании решений Думы Ангарского муниципального образования о ликвидации Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования, указав, что она с Дата изъята работала в должности (данные изъяты) Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования, назначена была на должность решением Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята Номер изъят. С ней заключен трудовой договор Дата изъята на неопределенный срок. В соответствии со ст.45 Устава Ангарского муниципального образования представителем нанимателя (работодателем) выступал Мэр Ангарского муниципального образования Ж., как (данные изъяты) Думы Ангарского муниципального образования.
Дата изъята был принят Закон Иркутской области N 149-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области". Статьей 5 данного закона предусмотрено правопреемство всех органов местного самоуправления, в том числе и Ангарского муниципального образования, в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Несмотря на это, Думой Ангарского муниципального образования Дата изъята принято было решение Номер изъят "О ликвидации Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования".
На основании предупреждения от Дата изъята и распоряжения (данные изъяты) ликвидационной комиссии Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята трудовой договор с ней расторгнут по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
Считает своё увольнение незаконным, поскольку решение Думы Ангарского муниципального образования Номер изъят "О ликвидации Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования" противоречит Федеральному закону N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Закону Иркутской области N 149-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области", Уставу Ангарского муниципального образования, Положению о контрольно-счетной палате Ангарского муниципального образования, утвержденному решением Думы АМО от Дата изъята Номер изъят.
Ликвидации Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования не было. Внешний муниципальный финансовый контроль не может быть прекращен, он должен осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
В Ангарском городском округе создан новый контрольный орган с теми же полномочиями, что и Контрольно-счетная плата Ангарского муниципального образования.
Истец просила признать незаконными и отменить решения Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята Номер изъят "О ликвидации Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования" и от Дата изъята и Номер изъятрД "О внесении изменений в решение Думы Ангарского муниципального образования"; признать незаконным распоряжение Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята Номер изъят-к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником; обязать Ангарское муниципальное образование восстановить её в должности (данные изъяты) Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования; обязать Думу Ангарского муниципального образования организовать выплату компенсации за дни вынужденного прогула с Дата изъята ; взыскать компенсацию морального вреда Номер изъят рублей.
В ходе рассмотрения дела истец И. неоднократно уточняла исковые требования в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ, в уточненном исковом заявлении Дата изъята ответчиком указала Ангарский городской округ в лице Думы Ангарского городского округа как правопреемника Думы Ангарского муниципального образования, просила признать распоряжение Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята Номер изъят-к о прекращении трудового договора незаконным, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с Дата изъята по Дата изъята в сумме Номер изъят рублей и с Дата изъята по день вынесения решения суда из расчета Номер изъят рублей за каждый день вынужденного прогула, взыскать с Думы Ангарского городского округа компенсацию морального вреда в размере Номер изъят рублей.
В обоснование исковых требований указала, что с нею трудовые отношения были прекращены по основанию п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, свое увольнения по данному основанию она считает незаконным, поскольку оно произведено с нарушением установленного порядка.
Дата изъята истец И. представила в дело заявление о возложении на ответчика обязанности внести записи в её трудовую книжку о прекращении существования Ангарского муниципального образования с Дата изъята , об образовании Ангарского городского округа с Дата изъята , об органе, принявшем распоряжение о приеме на работу Дата изъята , о присвоении классных чинов, о расторжении трудового договора, о заключении трудового договора от Дата изъята ; заверить запись о расторжении трудового договора печатью Думы Ангарского муниципального образования, при невозможности - печатью Думы Ангарского городского округа.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 21 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований И. отказано.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе И. просит состоявшееся решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов к отмене решения суда указала, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд, отказывая в удовлетворении иска, ссылается на заключение прокурора, однако такого заключения при рассмотрении дела не было.
Увольнение И. произведено с нарушением процедуры, установленной ст. 180 Трудового кодекса РФ, что свидетельствует о его незаконности.
Судом не дана оценка доводам истца о правопреемстве Думой Ангарского городского округа Думы Ангарского муниципального образования.
Дума Ангарского городского округа с Дата изъята являлась единственным органом местного самоуправления, уполномоченным на заключение и расторжение трудового договора с председателем контрольного органа и на распоряжение средствами бюджета Ангарского муниципального образования, из которого осуществлялась выплата заработной платы и пособий истцу.
Судом не дана оценка доводам истца об отсутствии в распоряжении Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята Номер изъят-к оснований для увольнения. Запись в трудовой книжке не соответствует содержанию распоряжения. Кроме того, решением установлен факт перехода прав и обязанностей в виде властных полномочий, что исключает увольнение по данной статье.
На момент подписания распоряжения у председателя ликвидационной комиссии Думы Ангарского муниципального образования отсутствовали властные полномочия по расторжению трудового договора с И.
Судом оставлен без внимания вопрос несоблюдения ст. 45 Устава Ангарского муниципального образования, согласно которой председателю Думы Ангарского муниципального образования предоставлено право заключения и расторжения трудового договора с председателем Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования только на основании решений районной Думы. Председателем Думы Ангарского муниципального образования подписано предупреждение от Дата изъята N Номер изъят об увольнении И. в отсутствие такого решения.
Записи в трудовой книжке оформлены с нарушениями требований законодательства, отсутствует запись о заключении трудового договора от Дата изъята . Запись об увольнении не содержит информации о том, на основании распоряжения какого органа произведены действия. Запись заверена печатью администрации Ангарского муниципального образования - органа, не имеющего отношения к трудовой деятельности председателя Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы председатель Думы Ангарского городского округа Г. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с нормами ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" председатели, заместители председателя, аудиторы и инспекторы контрольно-счетных органов являются должностными лицами контрольно-счетных органов.
На основании ст. 45 Устава Ангарского муниципального образования (наделенного статусом муниципального района) Контрольно-счетная палата Ангарского муниципального образуется районной Думой, обладает правами юридического лица.
Представителем нанимателя для председателя Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования при заключении, изменении и расторжении трудового договора с председателем Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования является председатель районной Думы, действующий на основании решений районной Думы в соответствии с законодательством о муниципальной службе и трудовым законодательством. Срок полномочий председателя Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования составляет шесть лет.
Из материалов дела следует, что решением Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята Номер изъятрД И. была назначена на должность (данные изъяты) Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования.
Дата изъята между Ангарским муниципальным образованием в лице представителя нанимателя (работодателя) мэра Ангарского муниципального образования Ж. и И. заключен трудовой договор о назначении И. на муниципальную службу на должность (данные изъяты) Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования с Дата изъята на неопределенный срок.
Распоряжением председателя ликвидационной комиссии Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята Номер изъят-к И. - (данные изъяты) Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования уволена Дата изъята по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (ликвидация организации).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации.
Судом установлено, что в соответствии с Законом Иркутской области от 10 декабря 2014 года N 149-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области" с Дата изъята создано Ангарское городское муниципальное образование, Ангарское муниципальное образование прекратило свое существование.
Полномочия представительных органов муниципального образования "город Ангарск, Мегетского муниципального образования, Одинского муниципального образования, Савватеевского муниципального образования, Ангарского муниципального образования прекращаются со дня создания Ангарского городского муниципального образования.
Представительные органы муниципальных образований осуществляют полномочия вопросов местного значения до дня проведения первого заседания представительного органа Ангарского городского муниципального образования первого созыва.
Дата изъята состоялось первое заседание Думы Ангарского городского муниципального образования.
Решением Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята Номер изъятрД "О ликвидации Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования" с учетом изменений, внесенных на основании решения Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята Номер изъятрД, принято решение ликвидировать Контрольно-счетную палату Ангарского муниципального образования в срок до Дата изъята , (данные изъяты) ликвидационной комиссии Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования назначена И.
Решением Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята Номер изъятрД "О ликвидации Думы Ангарского муниципального образования" принято решение ликвидировать Думу Ангарского муниципального образования в срок до Дата изъята , (данные изъяты) ликвидационной комиссии Думы Ангарского муниципального образования назначен Г.
Вступившим в законную силу решением Ангарского городского суда Иркутской области от 26 октября 2015 года И. отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконными и отмене решения Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята Номер изъятрД "О ликвидации Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования", решения Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята Номер изъятрД "О внесении изменений в решение Думы Ангарского муниципального образования".
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от Дата изъята дана оценка законности решениям Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята Номер изъятрД и от Дата изъята Номер изъятрД. В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для переоценки выводов суда о законности действий Думы Ангарского муниципального образования по ликвидации Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Контрольно-счетная плата Ангарского муниципального образования, как муниципальный орган, осуществляющий финансовый контроль за бюджетом муниципального образования, как орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия по решению вопросов местного значения, не могла быть ликвидирована, основаны на ошибочном толковании закона.
В соответствии со ст. 1 Закона Иркутской области от 10 декабря 2014 года N 149-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области", с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование "город Ангарск", Мегетское муниципальное образование, Одинское муниципальное образование, Савватеевское муниципальное образование, Ангарское муниципальное образование преобразованы путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований с созданием с 1 января 2015 года вновь образованного муниципального образования - Ангарское городское муниципальное образование, наделенного статусом городского округа.
Согласно п. 5 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 5 Закона Иркутской области от 10 декабря 2014 года N 149-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области", органы местного самоуправления Ангарского городского муниципального образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования "город Ангарск, Мегетского муниципального образования, Одинского муниципального образования, Савватеевского муниципального образования, Ангарского муниципального образования, образованных Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года N 105-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области".
Статьей 6 Закона Иркутской области от 10 декабря 2014 года N 149-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области" предусмотрено, что до формирования органов местного самоуправления Ангарского городского муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения Ангарского городского муниципального образования на соответствующих территориях осуществляют органы местного самоуправления, которые на момент создания Ангарского городского муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
Полномочия представительных органов муниципального образования "город Ангарск, Мегетского, Одинского, Савватеевского и Ангарского муниципальных образований прекращаются со дня создания Ангарского городского муниципального образования.
Представительные органы указанных муниципальных образований осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения до дня проведения первого заседания представительного органа Ангарского городского муниципального образования первого созыва.
До формирования органов местного самоуправления Ангарского городского муниципального образования органы местного самоуправления муниципального образования "город Ангарск, Мегетского, Одинского, Савватеевского и Ангарского муниципальных образований в пределах своей компетенции в установленном порядке принимают муниципальные правовые акты.
В соответствии с Законом Иркутской области от 10 декабря 2014 года N 149-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области" полномочия представительных органов муниципального образования "город Ангарск, Мегетского, Одинского, Савватеевского и Ангарского муниципальных образований прекращены со дня создания Ангарского городского муниципального образования, то есть с Дата изъята , полномочия по решению вопросов местного значения представительные органы вышеуказанных муниципальных образований осуществляли до дня проведения первого заседания представительного органа Ангарского городского муниципального образования первого созыва, то есть до Дата изъята .
Из материалов дела следует, что Дума Ангарского городского округа была сформирована и приступила к исполнению своих полномочий Дата изъята , Контрольно-счетная палата Ангарского городского округа сформирована Дата изъята , начала исполнять свои полномочия с момента формирования. Дума Ангарского городского округа и Контрольно-счетная палата Ангарского городского округа зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридических лиц.
Согласно сведениям МИФНС Номер изъят по Иркутской области Контрольно-счетная плата Ангарского муниципального образования прекратила деятельность с Дата изъята .
Деятельность органов местного самоуправления основана на нормах конституционного права. Органы местного самоуправления Ангарского городского округа с момента их формирования обладают полномочиями по решению вопросов местного значения, и в этой части являются правопреемниками ранее существовавших органов местного значения. Таким образом, правопреемство органов местного самоуправления возможно только по вопросам местного значения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец уволена с нарушением процедуры увольнения, опровергаются материалами дела.
Материалами дела подтверждается, что процедура увольнения истца работодателем соблюдена, она предупреждена о предстоящем увольнении под роспись за два месяца до увольнения, Дата изъята .
Доводы истца о том, что она должна быть уволена не ранее Дата изъята , необоснованны, поскольку согласно ст. 84.1 Трудового кодекса РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, а в силу ч. 3 ст. 14 Трудового кодекса РФ сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца, недели, из чего следует, что увольнение истца Дата изъята было произведено правомерно, поскольку данный день является для истца последний рабочим днем и днем истечения двухмесячного срока предупреждения истца о предстоящем увольнении, а с Дата изъята трудовые права и обязанности между работником и работодателем считались прекращенными.
Оснований для освобождения истца с муниципальной службы по п. 5 ст. 8 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" досрочно по решению представительного органа - Думы Ангарского муниципального образования отсутствовали.
Доводы жалобы о нарушениях Бюджетного кодекса РФ, выразившихся в отсутствии в течение нескольких месяцев внешнего муниципального финансового контроля за средствами бюджета и муниципальным имуществом на территории муниципального образования, не свидетельствуют о нарушении трудовых прав истца в связи с ее увольнением.
Несостоятельным является довод апелляционной жалобы об отсутствии полномочий у председателя ликвидационной комиссии Думы Ангарского муниципального образования по изданию в отношении истца распоряжения о прекращении трудовых отношений.
По решению Думы Ангарского муниципального образования от Дата изъята Номер изъят-рД Дума Ангарского муниципального образования подлежала ликвидации в срок до Дата изъята , в связи с чем, была создана ликвидационная комиссия, председателем которой был назначен Г.
В силу ст. 62 Гражданского кодекса РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочий по управлению делами юридического лица.
Таким образом, председателем ликвидационной комиссии Думы Ангарского муниципального образования в рамках своих полномочий было издано распоряжение об увольнении истца.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности увольнении истца и отказал в удовлетворении исковых требований о признании незаконным распоряжения о прекращении трудового договора, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Обоснованно отказано истцу в иске о внесении записей в трудовую книжку истца и заверения их соответствующей печатью, так как установлено, что Дума Ангарского городского округа не являлась работодателем истца, правопреемником Думы Ангарского муниципального образования.
Доводы жалобы о наличии в решении суда описок не влияют на законность оспариваемого решения, так как указанные описки устранены судом в порядке ст. 200 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда. Все доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с подробным изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, оснований к его отмене, установленных Гражданским процессуальным кодексом РФ, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 21 апреля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий: И.И. Губаревич
Судьи: Т.В. Николаева
И.А. Рудковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.