Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Папуши А.С.,
судей Гусаровой Л.В., Астафьевой О.Ю.,
при секретаре Жаповой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата Швецова Н.А. к Черемховской районной территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Дата изъята Черемховской районной территориальной избирательной комиссии "О регистрации Угляницы С.В. кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования",
по апелляционной жалобе Швецова Н.А., апелляционному представлению и.о. прокурора города Черемхово Шакуровой Т.В.,
на решение Черемховского районного суда Иркутской области от 19 августа 2016 года,
установила:
В обоснование исковых требований, с учетом дополнений, Швецов Н.А. указал, что Дата изъята Черемховской районной территориальной избирательной комиссией было принято решение Номер изъят "О регистрации Угляницы С.В. кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования".
В обоснование доводов указал, что при подаче документов для выдвижения и регистрации, кандидат Угляница С.В. предоставил в избирательную комиссию Справку о принадлежности к политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и документ о согласовании его кандидатуры для выдвижения кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования, подписанную Левченко С.Г. - первым секретарем Иркутского обкома КПРФ и заверенную печатью Иркутского обкома КПРФ. На указанных документах подпись Левченко С.Г. выполнена не рукописным способом, а с помощью высокой печатной формы (факсимиле). Ссылаясь на ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает, что проставление факсимиле политической партией на справке о принадлежности к политической партии, а также на документе о согласовании кандидатуры для выдвижения кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования является недопустимым. В связи с чем, указанные документы не должны были быть принятыми для выдвижения кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования.
Кроме того, в представленной Угляницей С.В. в Черемховскую районную территориальную избирательную комиссию в качестве документа, подтверждающего место работы справке, выданной ООО " (данные изъяты)" N Дата изъята , не содержится сведений о периоде работы Угляницы С.В. в должности генерального директора, не указан документ-основание (номер и дата приказа о приеме на работу, номер и дата решения общего собрания участников общества либо решение единственного участника общества о избрании/назначении Угляницы С.В. на должность генерального директора).
В предоставленном в Черемховскую районную территориальную избирательную комиссию постановлении комитета Черемховского местного отделения КПРФ от Дата изъята "О выдвижении Угляница С.В." указано наличие статуса депутата Усольской городской Думы на непостоянной основе. Согласно ст. 26 Устава муниципального образования "город Усолье-Сибирское" в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования "город Усолье-Сибирское" - Дума города Усолье-Сибирское, при этом Уставом устанавливаются допустимые варианты написания наименования данного органа - городская Дума, Дума. Представительного органа с наименованием "Усольская Дума" не существует, таким образом, в документах, поданных на выдвижение и регистрацию кандидатом Угляницей С.В., содержатся недостоверные сведения.
Кроме того, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом Угляницей С.В. недостоверно указаны сведения о документе, удостоверяющем личность. Согласно предоставленной в комиссию копии паспорта кандидата Угляницы С.В., орган, выдавший паспорт, именуется "Отдел УФМС России по Иркутской области в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе", в то время как в заявлении содержатся сведения о несуществующем органе "ОУФМС России по Иркутской области в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе".
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом Угляницей С.В. в избирательную комиссию были представлены "Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах", по форме, согласно приложению 1 к Федеральному закону N 67-ФЗ. Указанная форма заполняется на основании документов (свидетельств о праве собственности на движимое и недвижимое имущество, выписок из кредитных организаций, ЕГРЮЛ, и иных) и должна содержать достоверные подтвержденные сведения. При этом, представленные Угляницей С.В. сведения содержат ряд недостоверных сведений:
в разделе "Недвижимое имущество, квартиры, место нахождения (адрес), общая площадь" недостоверно указан адрес квартиры, находящейся в собственности кандидата, а именно указано в виде записи " (данные изъяты)", без указания слова "дом", "квартира". В разделе "Иное участие в коммерческих организациях, наименование организации, ИНН, адрес, доля участия" доля участия в ООО " (данные изъяты)" указана - (данные изъяты)%, между тем федеральным законом прямо предусмотрено указание доли участия в долях.
Кроме того, в разделе "Доходы за 2015 год источник выплаты дохода, сумма "руб.", указано - доход по основанному месту работы- (данные изъяты) руб., доход от предпринимательской деятельности - (данные изъяты) руб. Из указанных сведений не представляется возможным установить, какая организация или физическое лицо является источником выплаты доходов кандидата.
Финансовый отчет кандидата Угляницы С.В. содержит ряд нарушений по его заполнению. Так, в форме финансового отчета не заполнены строки 1.1.-1.2.4., 2.1.-2.3., З.1.- 3.8. в столбце 3 не верно указана дата подписания первого финансового отчета. В форме "Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения" не проставлена дата заполнения указанного учета, что не позволяет определить достоверность указанных в нем сведений или их отсутствия.
Кроме того, в первом финансовом отчете и форме "Учет средств ... " недостоверно указан адрес банковской организации, открывшей специальный избирательный счет - отсутствуют сведения о наименования субъекта, в котором расположен филиал банка, открывшего счет.
Дата изъята в Черемховской районной ТИК состоялась рабочая группа по проверке документов, поданных для выдвижения и регистрации кандидатом Угляницей С.В., по результатам проверки Дата изъята года кандидату было вручено уведомление с указанием перечня выявленных недостатков и срока для их устранения. Никаких изменений на момент регистрации - Дата изъята кандидат Угляница С.В. в предоставленные документы не вносил.
В дополнении, поданном в судебном заседании, административный истец в лице представителя Белозеровой Е.И. указал, что в нарушение п. 2 ст. 33 ФЗ-67 в заявлении о согласии баллотироваться при указании сведений о профессиональном образовании, Угляница С.В. не указал организацию, осуществляющую образовательную деятельность, а при указании сведений о статусе в политической партии не указал свой статус. В связи с чем, полагает, что Угляница С.В. в заявлении о согласии баллотироваться предоставил не полные сведения о своем образовании, о статусе в политической партии.
Швецов Н.А. просил суд признать незаконным и отменить решение Дата изъята Черемховской районной территориальной избирательной комиссии "О регистрации Угляницы С.В. кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования".
Решением Черемховского районного суда Иркутской области от 19 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении и.о. прокурора города Черемхово Шакурова Т.В. просит отменить решение суда, как незаконное, в соответствии с пунктом 6 статьи 76, п.п. "в.1", "в.2" пункта 24, статьи 38, пункта 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан". Кандидатом в сведениях о размере и об источниках дохода не даны все сведения в соответствии с формой, являющейся приложением N 1 к ФЗ-67, не указаны источники дохода (физическое или юридическое лицо, налоговый агент).
В апелляционной жалобе Швецов Н.А. просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом не учтено, что некоторые документы не соответствовали закону. Так справка о принадлежности к партии и согласование кандидатуры предоставлены с подписью, выполненной не рукописным способом, а факсимиле. В суде первой инстанции заявлялось ходатайство о вызове в суд эксперта, для подтверждения довода о выполнении подписи факсимиле, но было незаконно отказано. На недостатки в собранных документах было указано кандидату, однако он не исправил все недостатки.
В заявлении о согласии не было указано полное наименование учебного учреждения, выдавшего диплом; не указано правильно наименование Думы. Указанного в заявлении органа, как Усольская Дума, не существует. Сведения о месте работы также не подтверждаются представленной справкой. Поскольку в справке не указан документ-основание (номер и дата приказа о приеме, номер и дата решения общего собрания об избрании/назначении Угляницы С.В. на должность генерального директора). Кроме того, все сведения указанные в заявлении должны быть подтверждены представленными для регистрации документами, сведения должны быть предоставлены в форме, установленной законом. Избирательная комиссия не уполномочена самостоятельно проводить расширительное или уменьшительное толкование сведений, указанных кандидатом, и в случае неоднозначности указанных сведений, ихх недостаточности или ошибочности- указать об этом в соответствующем уведомлении.
В возражениях председатель Черемховской районной территориальной избирательной комиссии Чайковская С.Ф. на апелляционную жалобу и представление просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу и представление - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю., объяснения представителей административного истца Швецова Н.А. по доверенности Белозеровой Е.И. и Бронниковой И.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения Угляницы С.В. и его представителя Иванца Д.С., согласных с решением суда, объяснения представителя Черемховской районной территориальной комиссии по доверенности Бушкова Н.Г., согласного с решением суда, прокурора Валеевой Ю.Р., поддержавшей представление и полагавшей решение суда подлежащим отмене, признании незаконным и отмене решения Дата изъята Черемховской районной территориальной избирательной комиссии "О регистрации Угляницы С.В. кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования", проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), пункта 11 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) основанием для признания решения избирательной комиссии незаконным, является его несоответствие требованиям действующего законодательства либо принятие его с превышением установленной компетенции.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 202 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
Аналогичные положения предусмотрены частью 6 статьи 112 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года N 116-03 "О муниципальных выборах в Иркутской области" (далее Закон Иркутской области N 116-03).
Из материалов дела видно, что Решением Думы Черемховского районного муниципального образования от Дата изъята назначены муниципальные выборы мэра Черемховского районного муниципального образования на 18 сентября 2016 года.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от Дата изъята сформирована Черемховская районная территориальная избирательная комиссия, определен состав членов избирательной комиссии - 11 человек.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от Дата изъята председателем Черемховской районной территориальной избирательной комиссией назначена (данные изъяты).
Согласно протоколу заседания Черемховской районной территориальной избирательной комиссии от Дата изъята на заседании при вынесении спорного решения о регистрации Угляницы С.В. кандидатом на должность мэра кворум имелся.
Дата изъята вынесено решение Черемховской районной территориальной избирательной комиссии Номер изъят "О регистрации Швецова Н.А. кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования".
Решением Черемховской районной территориальной избирательной комиссии от Дата изъята кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования зарегистрирован Угляница С.В., выдвинутый избирательным объединением Черемховское местное отделение политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации".
Отказывая Швецову Н.А. в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Угляницей С.В. в избирательную комиссию представлены все предусмотренные избирательным законодательством документы, в связи с чем, оснований для признания незаконным и отмены решения Черемховской районной территориальной избирательной комиссии по выборам мэра Черемховского районного муниципального образования от Дата изъята не имеется.
При этом, суд первой инстанции сделал вывод о том, что доводы о подписи факсимиле неубедительны; сведения об образовании отражены полностью; указание сокращенно наименований области, органа, выдавшего паспорт, наименования банка не являются недостоверными сведениями, поскольку информация является достаточной для идентификации; указание неполных сведений об источнике дохода не является основанием для отказа в регистрации, а будет лишь основанием для передачи сведений об этом в средства массовой информации; недостатки первого финансового отчета с учетом уведомления были исправлены.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
В качестве основания к отмене решения о регистрации кандидата Угляницы С.В. заявитель указал на допущенные Черемховской районной ТИК нарушения положений пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, устанавливающие требования к содержанию заявления о согласии баллотироваться.
В соответствии с указанной нормой закона в заявлении о согласии баллотироваться указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Сопоставив содержание заявления кандидата Угляницы С.В., в котором содержатся сведения о его трудовой деятельности в ООО " (данные изъяты)" в должности (данные изъяты), справку с места работы, копию трудовой книжки, суд первой инстанции сделал обоснованный и правомерный вывод о том, что кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования представлены надлежащие документы, достоверно подтверждающие место его работы и занимаемую должность.
Ссылка административного истца на необходимость указания в справке, подтверждающей место работы, приказов о приеме, решений общего собрания, не состоятельна. Кроме того, как видно из материалов дела кандидатом была представлена трудовая книжка, из которой усматривается, что пунктом 11 трудовой книжки внесена запись о месте работы ООО " (данные изъяты)" в должности генерального директора.
Еще одним доводом для отмены регистрации было не предоставление документа, подтверждающего сведения об исполнении обязанности депутата и неправильное указание представительного органа.
Как видно из подлинных документов, представленных в комиссию, указав в заявлении сведения об исполнении обязанности депутата без указания на какой основе, кандидат Угляница С.В. представил в обоснование данных сведений справку Усолье-Сибирской городской территориальной избирательной комиссии. Между тем, избирательная комиссия обладает достоверной информацией только об избрании данного депутата, но достоверной информации о том, что не произошло прекращение данных полномочий по каким-либо основаниям, комиссия не обладает. Поскольку некоторые из оснований наступают по решению представительного органа, например, в случае подачи депутатом заявления о сложении полномочий в представительный орган. В данном случае, комиссия будет знать лишь о назначении дополнительных или повторных выборов при прекращении полномочий данного депутата. Но надлежащим источником сведений о том, что статус депутата не прекращался, является лишь представительный орган, поскольку прекращение полномочий депутата по тому или иному основанию по времени может не совпадать с назначением дополнительных или повторных выборов. Поэтому данные доводы были неправильно оценены судом первой инстанции. Что касается наименования представительного органа, то оно указано в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Устава города Усолье-Сибирское.
Оценивая доводы о незаконном сокращении органа, выдавшего паспорт, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Как видно из заявления Угляницы С.В. при его оформлении он должен был указать "дату выдачи паспорта, наименование или код органа, выдавшего паспорт", код органа, выдавшего паспорт, был указан.
Доводы о не указании кандидатом в заявлении статуса в партии не могут явиться основанием для признания решения о регистрации незаконным. Поскольку как видно из примечаний к оформлению заявления данные сведения указываются по желанию кандидата и не могут повлечь за собой отмену регистрации.
Оценивая доводы об указании неполных сведений о профессиональном образовании и указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что в заявлении Угляница С.В. привел сведения о профессиональном образовании, при этом указал сокращенное наименование организации, осуществлявшей образовательную деятельность - Иркутский государственный университет.
Как следует из материалов дела, в 2016 году Угляница С.В. окончил (данные изъяты)", ему выдан Дата изъята документ об образовании и о квалификации. Диплом не содержит сокращенного наименования образовательного учреждения.
В заявлении Угляница С.В. в графе "сведения о профессиональном образовании" указал высшее, диплом бакалавра, номер диплома, регистрационный номер, специальность " (данные изъяты)". В наименовании организации, осуществляющую образовательную деятельность и выдавшую диплом, кандидат указал " (данные изъяты)", что не соответствует полно представленной копии диплома.
Проверяя доводы о нарушении порядка выдвижения кандидата избирательным объединением и полноту представленных при регистрации документов судебная коллегия, запросив также Устав политической партии и подлинники документов, представленных в избирательную комиссию кандидатом, приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 1.1, 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Решением комитета Черемховского местного отделения Коммунистической Партии Российской Федерации от Дата изъята кандидатура Угляницы С.В. согласована с Бюро Комитета Иркутского областного отделения партии для выдвижения кандидатом на должность мэра Черемховского районного МО.
В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательное объединение - это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Следовательно, местное отделение Коммунистической Партии Российской Федерации в Черемховском районном муниципальном образовании на выборах высшего должностного лица названного муниципального образования выступает в качестве избирательного объединения.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
В силу пунктов 5.7 и 5.8 Устава политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" постоянно действующий руководящий орган местного отделения КПРФ - Комитет наделен правом по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигать тайным голосованием кандидатов в депутаты и на выборные должности в органах местного самоуправления.
Таким образом, Угляница С.В. выдвинут кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования с соблюдением требований, установленных пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, статьей 25 Федерального закона "О политических партиях" и Уставом политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации".
Как следует из искового заявления, и указано в апелляционной жалобе, на документах о выдвижении кандидата Угляницы С.В. - справке о принадлежности к политической партии, а также на документе о согласовании кандидатуры для выдвижения кандидатом на должность мэра, подпись первого секретаря Иркутского обкома КПРФ выполнена факсимильным способом.
Административный истец указывает на то, что действующим законодательством Российской Федерации возможность использования факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования либо иного аналога собственноручной подписи действительно допускается лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно части 2 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации использование факсимильного воспроизведения подписи допускается при совершении сделок.
Положениями статей 32, 33, 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" не предусмотрена и не допускается сама возможность использования факсимильного воспроизведения подписи или иного аналога собственноручной подписи председателя (руководителя) высшего руководящего органа политической партии или регионального отделения политической партии в выписке из документа (решении конференции или общего собрания регионального отделения политической партии), являющегося доказательством выражения политическим объединением поддержки конкретного кандидата на выборах и его выдвижения от такого политического объединения.
Однако, принимая во внимание, что допустимых доказательств, свидетельствующих выводы специалиста о проставлении на документах факсимиле, в материалах дела нет, поэтому судебная коллегия считает данный довод несостоятельным и не влияющим на выводы судебной коллегии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, неправильно применив нормы материального права и оценив представленные документы, оставил без внимания и надлежащей правовой оценки доводы административного истца о том, что на момент регистрации Угляницы С.В. кандидатом на должность мэра, последним не были устранены недостатки в части неполноты сведений, представленных им в избирательную комиссию в документах для уведомления о выдвижении, в том числе и в Первый финансовый отчет, Справку о размере и об источниках доходов, в Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Частично на указанные недостатки было указано в уведомлении, вынесенном в адрес кандидата Угляницы С.В. Черемховской районной территориальной избирательной комиссией.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и подпункту 3 пункта 1 статьи 63, подпункту 4 пункта 2 статьи 59 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Из пункта 4 части 2 статьи 59 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" следует, что для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования в окружную избирательную комиссию соответствующего избирательного округа вместе с другими документами кандидат должен представить первый финансовый отчет.
В соответствии с пунктом 12 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в органы местного самоуправления порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией, также как и порядок открытия, ведения и закрытия специального избирательного счета. Аналогичные положения содержит пункт 1 статьи 89 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области".
Во исполнение указанных требований закона Черемховской районной ТИК решением от Дата изъята утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности кандидатов избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходования этих средств при проведении муниципальных выборов 18 сентября 2016 года.
Пунктом 5.1 Инструкции установлено, что кандидаты представляют в соответствующую избирательную комиссию финансовый отчет, который должен наряду с другими документами включать учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда по форме согласно приложению к настоящей Инструкции.
Как видно из протокола заседания рабочей комиссии Дата изъята , на котором также присутствовал кандидат Угляница С.В., были выявлены нарушения при оформлении Первого финансового отчета, бланка учета поступления и расходования средств, заявления о подтверждении остатков денежных средств на специальном избирательном счете. Так, в Первом финансовом отчете не были заполнены все строки, неверно указана дата заполнения отчета, на листе заверения отчета не указана дата; в бланке учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата не указана дата его заполнения после подписи; в заявлении о подтверждении остатков денежных средств на специальном избирательном счете не указана сумма цифрами.
Кандидат Угляница С.В., получив Дата изъята уведомление, подал Дата изъята "сведения об изменениях в сведения о кандидате", в котором указал следующее: "Уведомляю об изменениях в сведения о себе, ранее представленных в Черемховскую районную территориальную избирательную комиссию. 1. В Первом финансовом отчете кандидата в строках 1.1-1.2.4,2.1-2.3,3.1-3.8 в столбце 3 (сумма руб.) дополнить цифрами (данные изъяты) а также указать дату заполнения отчета Дата изъята г. 2. В бланке поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (стр.4) дополнить Дата изъята г. 3. На листе заверения первого финансового отчета дополнить датой Дата изъята . (на обороте). 4. Заменить справку с места работы на копию трудовой книжки" (далее по тексту "Сведения").
В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем. Кандидат вправе также заменить представленный документ в случае, если он оформлен с нарушением требований Федерального закона и (или) настоящего Закона.
Изучив представленные первично документы - Первый финансовый отчет, Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата и заявление (форма N 10) и "Сведения", представленные кандидатом Дата изъята , судебная коллегия приходит к выводу, что кандидатом в полной мере не были исправлены указанные ему недостатки документов.
Первый финансовый отчет в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 59 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" является документом, предоставляемым кандидатом, наряду с остальными. Кроме того, как видно из "Сведений" невозможно установить в какой раздел Учета внесены указанные сведения, поскольку страницы 4 у данного документа нет, строки 4 также, а раздел IV озаглавлен римской цифрой и не требует проставления даты. Дата проставляется после окончания раздела IV указанного документа, удостоверяя данную информацию "Кандидат, уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам (подпись), (инициалы, фамилия, дата).
Кроме того, если буквально прочитать уведомление кандидата он подал сведения об изменениях в сведения о кандидате. Однако первоначального внесения каких-либо сведений, изменения в которые просит внести кандидат, не было.
Принимая во внимание императивные требования федерального закона и закона субъекта об одновременном предоставлении в избирательную комиссию вместе с другими документами первого финансового отчета с полным объемом подтверждающих его документов по установленной законом форме, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об устранении Угляницей С.В. неполноты представленных им сведений.
Кроме того, судебная коллегия полагает обоснованными и доводы апелляционного представления.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Согласно указанному приложению, с учетом сноски 3 порядка оформления Сведений о размере и об источниках доходов кандидата под источником дохода понимается определенный субъект - физическое или юридическое лицо, налоговый агент.
Как следует из материалов дела, в сведениях о размере и об источниках доходов Угляница С.В. в графе "источник выплаты дохода, сумма (руб.)" указал суммы от "дохода от предпринимательской деятельности" и "дохода по основному месту работы".
В нарушение приведенной выше нормы закона кандидат источники дохода в столбце "размер и источники дохода", как того требует форма, не указал.
Иные, указанные административным истцом в исковом заявлении и дополнении к нему в качестве оснований недостатки Сведений о размере и об источниках доходов кандидата (неправильное указание квартиры и дома, доли участия в организации, сокращенное наименование области в сведениях о доходах) не могут повлиять на выводы судебной коллегии в целом. При этом, в Сведениях о размере и об источниках доходов кандидата указание дома и квартиры в столбце недвижимость, на что ссылается административный истец, не указано.
Учитывая вышеизложенное, согласно подпунктам "в1", "в2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктам 4 и 5 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" указанные выше судебной коллегией нарушения являются в соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах решение Черемховской районной территориальной избирательной комиссии от Дата изъята о регистрации Угляницы С.В. кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования нельзя признать законным и оно подлежит отмене в соответствии с п. 2 ст. 309, п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку в материалы дела представлены все необходимые доказательства, позволяющие полно установить фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия считает возможным решение Черемховского районного суда Иркутской области от 19 августа 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявление Швецова Н.А. удовлетворить; признать незаконным и отменить решение Черемховской районной территориальной избирательной комиссии от Дата изъята "О регистрации Угляницы С.В. кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования".
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
определила:
решение Черемховского районного суда Иркутской области от 19 августа 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявление Швецова Н.А. удовлетворить; признать незаконным и отменить решение Черемховской районной территориальной избирательной комиссии от Дата изъята "О регистрации Угляницы С.В. кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования".
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи Л.В. Гусарова
О.Ю. Астафьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.